При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Скворчихина обитель

07.08.2017

IMG_6908.JPG

Обычная сельская учительница во времена советского атеизма не испугалась наставлять своих учеников вере в Бога, а когда ей это запретили, приняла на себя юродство Христа ради. Несмотря на гонения, подвижническая жизнь блаженной привлекала сердца людей, и по кончине должное ей отдал даже председатель колхоза. Теперь же ее молитвами на практически пустом месте созидается женский монастырь.

 

Праведная «куколка»

Вдали от оживленных магистралей и городов, у небольшого селения Скворчиха Ишимбайского района Башкортостана, с марта 2012 года по благословению епископа Салаватскаго и Кумертауского Николая было начато строительство женского монастыря. Когда насельницы прибыли строить обитель, они увидели кругом поля, лес, холмы – красота неописуемая. С этим чудным уголком Башкирской земли неразрывно связано имя дивной угодницы Божией блаженной Варвары Скворчихинской.  

Портал «Приходы» рассказывал об этой святой учительнице, которую многие в годы, что она провела в подвиге юродства, знали как просто «Скворчиху». Родилась Варенька 20 ноября 1890 года в семье скромного сельского батюшки, потомственного священника Василия Александровича Архангельского. В два года девочка стала сиротой: матушка Екатерина Евлампиевна умерла, и родную мать детям священника Василия заменила чужая бабушка-просфорница. А 9 апреля 1897 года скоропостижно скончался и отец Василий, оставив чад круглыми сиротами.

Окончив Епархиальное женское училище в Уфе, Варвара Васильевна стала учительницей.

фото2.jpg

Учительница Вера Васильевна

Жила она одиноко, от замужества решительно отказалась. С самого начала своей жизни она избегала увеселений, круг интересов Варвары составляли школа и храм, чтение и молитва. Варвара Васильевна учила деток и науке, вере в Бога. Она приглашала на уроки священника, и это в двадцатые-то годы XX столетия, в разгул воинствующего безбожия! Она и сама ходила в церковь, кроме того, часто видели ее молящейся в притворе школы. Была она строгой, аккуратной, скромной, но одевалась красиво, по-городскому, за что ее прозвали «куколкой».

Уважали ее на селе, величали «по батюшке», Варварой Васильевной. И это было не только данью обычаю, когда учителя называют по имени-отчеству. «Когда меня по отчеству называют, то отца моего поминают!» – говорила праведница. Учеников она любила, и они были к ней очень привязаны.

 

Блаженный подвиг

Подвиг юродства Варвара приняла в 1928-1929 годах после того, как директор школы запретил преподавать и говорить детям о Боге, заявив: «Товарищ Ленин сказал, что Бога нет!»

И услышал от Варвары Васильевны ответ: «А куда же Он делся? Вчера был, сегодня есть, а завтра не будет?! Ну ладно, до свиданья», – неожиданно попрощалась она и больше в школу не пришла.

В тот же день Варвара выкинула столы и табуретки из своей комнаты во двор, перевернув их вверх ногами, как бы показывая, что жизнь поставлена с ног на голову. Раздала все свое скудное имущество. Она обернула голову красным платком, показывая, что красное безумие овладело умами людей.

фото3 рис.jpg

Подвиг юродства

Около 1930 года Господь открыл блаженной путь к утверждению ее в подвиге затворничества. Она обулась в обувь на деревянной подошве (или калоши, а то и вовсе ходила босиком), голову покрыла тряпицей. Выкопала родничок недалеко от избенки, и только из него брала водичку. Этот родничок и поныне почитается святым и целебным.

Все ходившие к блаженной единогласно свидетельствуют о необыкновенной высоте подвига: чудесном житии ее в снегу, терпении холода и такого мороза, какой не может человек пережить своими силами, а только с помощью Божией, силою Святого Духа.

На голове у затворницы всегда была косыночка или тряпица, на теле – ни сарафан, ни платье, а балахон какой-то или юбка с кофтой. Одежда простая, черная или иного темного цвета, при том всегда опрятная. Зимой ходила в коротеньком пальто или фуфайке, в шали клетчатой «под булавочку». На ногах летом – калоши, драные лапти или, более того, босиком ходила; в сильный мороз обувалась в валенки. Годами носила она на теле рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу. Открылось это, когда одевали затворницу после смерти.

В 1953-1963 годы блаженная усугубила свой подвиг, перестала топить печку даже в лютые морозы.

домик.jpg

Часовня на месте сгоревшего сарая, сгоревшего сарая,
в котором подвизалась блаженная

Последние годы жизни она провела в полусгнившем сарае на краю села. Подвиг затворничества длился около 36 лет, и с течением времени затвор все более усугублялся. Несла блаженная и подвиг добровольного темничества, живя десятки лет в полной темноте, почти не выходя на свет Божий. Мрак темноты в ее жилище немного рассеивали лишь свет свечи или мерцание лампадки.

 

Труды и дары

Дар прозорливости Варвары Васильевны заметили уже в 1930-е годы. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, и будущее. Сотни, даже тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы, о даре прозорливости, которым благословил ее Господь за необыкновенной высоты подвиги – нищету, затвор, непрестанную молитву и пост, хранение девства и телесное утеснение, ночное бдение, голод, холод, за претерпеваемые гонения от властей. Поистине подвижница стала избранным сосудом Духа Святого. В тягостные десятилетия гонений явил Господь через нее силу Божию, в немощи человеческой совершающуюся и проявлявшуюся дарами прозорливости и исцелений, чудесами и чудесными знамениями.

фото4.JPG

Во время Великой Отечественной женщины просили Варварушку открыть им, жив ли муж, сынок или брат. И в любом случае получали от нее утешение.

За все годы затвора блаженная ни разу не была в церкви, однако ее посещали священники и причащали Святых Христовых Таин. Верующие привозили ей просфорочки, свечи, лампадное масло, церковные книги с крупным шрифтом. До пожара были у блаженной в домике иконы, но в огне все сгорело. Долго ходила она по пожарищу, все искала иконку – материнское благословение, радовалась, что нашла. Церковь блаженная очень любила, любила церковное пение. Иногда просила приходивших девушек петь молитвы, духовные песни. Говорила многим, что очень любит службу, и особенно вечерню. Людям наказывала ходить в церковь, не оставлять ее.

Общавшихся с ней Варвара Васильевна наставляла читать молитву Святой Троице минимум двенадцать раз утром и вечером. «Это для вашего спасения», – повторяла она. Любила блаженная святых, очень почитала святителя Николая Чудотворца, говорила, что он скоро слышит молитву. Почитала еще не прославленного тогда в лике святых отца Иоанна Кронштадтского.

По-особому чтила свой день Ангела – день память великомученицы Варвары 4/17 декабря: непременно передавала записочку о своем здравии в храм на литургию и на молебен с акафистом. Приходивших наставляла: «Чти свой день Ангела, как Пасху». Памятовала блаженная об усопших родных, многих просила поминать их за домашней молитвой, а также через близких верующих передавала в храм записочки об упокоении и милостыньку.

IMG_6947.JPG

Тактильная икона святой Варвары Скворчихинской
в монастырском храме

Свой дар прозорливости Варвара Васильевна держала в тайне, открывала людям Божию волю о них только в случае действительной необходимости. Когда же к ней шли с пустыми вопросами, она говорила: «Я не гадалка!»

 

«Варварушку не отдадим»

Душа блаженной мирно и тихо отошла ко Господу утром в воскресенье 14/27 февраля 1966 года. Как жила в уединении и затворе, так и скончалась одна – никого рядом не оказалось. В сарае ничего приготовленного на смерть не нашлось, никакой новой одежды не было. Тогда соседка дала юбку, розовую кофту, повязали платочек. Так и собрали блаженную в последний путь. Сообщили в ишимбайскую Троицкую церковь, быстро приехали певчие.

Положили Варвару Васильевну в гроб. Была она сухонькая, маленькая, как девочка восьми или девяти лет, легкая как пушинка, гробик маленький. Накрыли усопшую церковным покрывалом, зажгли свечи. Молитва у гроба не прекращалась. Весть о кончине затворницы распространялась, и пошли-поехали в Скворчиху люди. Ишимбайские хотели было забрать блаженную в город и там похоронить, но скворчихинские не дали, даже председатель колхоза сказал: «Я из своей деревни ее никуда не отдам, потому что когда она здесь, у нас все родится, и большие урожаи».

Простой деревянный, ничем не обитый гроб несли девять девочек десятиклассниц, их прислал председатель, ведь хоронили подвижницу-девицу. И до кладбища гроб на полотенцах несли девочки, сменяя друг друга, с небольшими остановками. Пели певчие, пел народ. Священника не было: совершать требы вне церкви не разрешалось, поэтому отпели блаженную заочно.

P1010005.JPG

Место, где была похоронена подвижница

Во время похорон многими чудесами Господь показал, сколь благоугодила Ему жизнью и подвигами блаженная затворница. В ее сарае обитало множество голубей, и они прилетели попрощаться с блаженной. Голуби сопровождали гроб до самого кладбища, кружили над могилкой до тех пор, пока не водрузили крест, а затем так же незаметно исчезли, как и появились. И все это время удивительно играло солнце, всеми лучами светилось, как на Пасху!

В пространном Житии блаженной приведено множество случаев благодатных исцелений, спасения от неминуемой гибели, помощи в скорбях и нуждах, которые получали и приходившие к ней и при жизни, и после кончины праведницы. А в монастыре хранятся письма благодарных паломников, повествующие о чудесной помощи Божией по молитвам у святых мощей скворчихинской затворницы.

 

Святая Скворчиха

В 2001 году блаженная Варвара Скворчихинская была прославлена в лике святых. После обретения ее честных мощей они почивали в мелеузовском храме Казанской иконы Богородицы, затем в храме женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Приютово (Белебеевский район Башкортостана).

В мае 2016 года  честные мощи блаженной вернулись на место ее подвигов, в Скворчиху. Здесь, в храме строящегося монастыря, и почиют они в украшенной раке.

фото8.JPG

Монастырь

Не иссякает поток паломников к мощам святой праведницы из дальних и ближних уголков страны – из Перми и Самары, Тюмени и Нового Уренгоя, Орска и Оренбурга, Челябинска и Уфы, Москвы и Питера. Приезжают люди и из-за рубежа, например, из Украины, Молдавии. Отправляются сюда помолиться с верою и упованием на помощь той, которая смирением, терпением, любовью ко Христу и людям удостоилась пребывать в селениях Его со праведными. 

фото51.JPG

Нет такой скорби, в которой бы просящий не нашел утешения. Особенно добра она к бездетным парам, к учащимся и учителям, а исцелениям по ее молитвам нет числа.

 

Варварушкин монастырь

Милостью Божией и по молитвам святой Варвары Скворчихинской  за сравнительно короткий срок (пять лет), это святое место буквально на глазах преобразилось. Во имя блаженной Варвары освятили красивейший храм в форме корабля «Это наш корабль спасения» – говорят насельницы обители.

фото6.JPG

Также построены монашеский корпус, гостиница для паломников.

IMG_6951.JPG

 В храме установлен иконостас ручной резьбы, тактильная ростовая икона блаженной из дуба, которую могут «увидеть» и слепые люди.

ReMJAuPtatk.jpg

На источнике

Источник блаженной Варвары долгое время оставался неблагоустроенным, однако сейчас там можно увидеть цветы и благолепие; над родником построена  часовня. Сооружена небольшая купель. Вода в источнике целебная и очень вкусная.

IMG_5094.JPG

На месте сгоревшего сарая, в котором подвизалась блаженная, также поставлена небольшая деревянная часовенка.

IMG_6005.JPG

На службе в храме

Постепенно налаживалась монашеская жизнь в обители. Сейчас в новом храме регулярно служится Божественная литургия. Ежедневно у раки с мощами читают акафист святой угоднице Божией. Утром и вечером – общее молитвенное правило в храме. После вечерней молитвы в любую погоду совершается крестный ход вокруг строящегося монастыря.

фото9.JPG

Варвара Васильевна не только мощами пребывает в монастыре – она слышит всех кто к ней обращается молитвенно, где бы он ни находился. Отзывается на молитвы, помогает и благословляет.

 

Житие в строфах

Стихотворение, посвященное подвигам блаженной Варвары Скворчихинской, написал Георгий Преображенский:

Отучила детишек смиренная книжница
И явилась мирянам убогой сродни –
Исповедница веры, юродства подвижница,
Пребывала в молитве и ночи, и дни.

Тяжело, если жизнь – холода и безсонница,
А жильё – не жильё: затворённая клеть,
Если в клети продутой годами приходится
Утеснённому телу страданья терпеть.

Но легчало душе, становилось просторнее.
Воссияла затворница, в мыслях чиста.
И забрал её Бог, взял в Отечество горнее –
Непорочную деву, невесту Христа.

Улетела, как ласточка, быстрою птицею,
Но в лесочке Варвары поют соловьи.
Родничок помогает святою водицею:
Лечат люди недужные боли свои.

Сотворившую подвиг великий со тщанием
Знают веси российские и города.
И молитвою к ней, и её величанием
Почитают Варвару святую всегда.

Во спасение душ снова дева старается.
Посрамлён не единожды враг-лиходей.
У Престола Всевышнего ныне склоняется
ходатаица к Богу за грешных людей.


Материал предоставлен порталу «Приходы»
пресс-службой Салаватской епархии



Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.