При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Дон-батюшка

03.10.2017

_MG_7153.jpg

Продолжаем нашу рубрику «Епархии: знакомые и неизвестные». В этот раз по приглашению епископа Волгодонского и Сальского Корнилия корреспонденты портала «Приходы» побывали в Волгодонской епархии, в территорию которой входит более половины Ростовской области. Рассказ о том, как на этих древних казачьих землях с советским городом устраивает духовную жизнь людей епархия, образованная шесть лет назад, начинается с заметок о станичной жизни и священнических судьбах, о казачьих шашках и кадетских розах.

 

Земля и река

– Что планирую? Сеять рапс и убирать кукурузу. – Реплика из телефонного разговора соседа при приземлении в Ростове-на-Дону привлекает внимание человека из мегаполиса.

Триста километров по донским степям до Волгодонска. Возделанные поля, трактора с плугом для  дискования под озимые, чернозем, увлажненный оросительными системами Цимлянского водохранилища Волго-Донского канала. Священник, мчавший нас на машине в сентябрьский зной, слегка усмехался городской восторженности, но участливо вспоминал: «Ой, а весной то какая красота – всё в цвету! Яблони, абрикосы, миндаль. У-уу...   А в южной степи ковры диких тюльпанов – красные, желтые… У нас даже в одном районе в апреле праздник тюльпана есть». И была в его словах интонация протяжной песни: 

8dd70692562f1045f288bc85f65db94b.jpg

Ой ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.

Ой, да не степной орел
Подымается,
То донской казак
Разгуляется.

– А что, отец Роман, наверное, неплохо здесь жить то? Поля все ухожены, стада коров, овец, коз, теплицы везде.

– Да, конечно. И Дон-батюшка кормит рыбкой. Карп, карась, подлещик, лещ, густера, плотва, окунь, щука, и даже стерлядь и сом попадаются, бывает и белуга.

– Станичники – народ веселый. Как они местные особенности обыгрывают: название рыбного магазина – «Клевый».

– Они еще и предприимчивые – вон сколько объявлений о платной рыбалке, – улыбается батюшка. – Но бывают и спортивные чемпионаты по рыбной ловле.

_MG_7873.jpg

– Священники в епархии какого возраста в основном? Все местные?

– Весь спектр возрастов. И судьбы интересные. Например, отец Николай Овчинников.  Ветеран погранвойск, в военных конфликтах участвовал. Он и на бурильных установках работал. Ископаемые добывал. В Сибири, в Таджикистане был, и здесь осел. Молодой священник Роман Нихаев – он наш, волгодонский. Спортсмен, гребным слаломом занимался, тренером работал. Перед тем, как священником стать, зампредседателя спорткомитета Волгодонска был.

_MG_8618.jpg


Кадетские розы

Край между Ростовом и Волгоградом – казачий. Сторонников Белого движения здесь было больше, поэтому большевики истребляли казачество на корню, храмы сносили до фундаментов.

Говорят, еще в 1970-е годы в станице на одной стороне жили бывшие белые, на другой – бывшие красные и не общались друг с другом. Об этом рассказывал знакомый, который в те годы работал здесь со студентами в археологической экспедиции.

Сейчас казаков уже не отличишь среди жителей станиц и хуторов. Хотя изредка попадаются замечательные образы, как бы из прошлого века.  Впрочем, на торжественные мероприятия имеется парадная форма: синие кители, брюки с красными лампасами, эмблема – «Всевеликое войско Донское».

Форму носят учащиеся кадетских корпусов. Белые рубашечки, синяя фуражка с красным околышем.  В XXI веке основное направление казачьей деятельности – воспитание детей в патриотическом православном ключе. Разумеется, умеют мальчишки  и шашкой махать – джигитовка, фланкировка здесь обязательны.

Казачьих кадетских корпусов в районах на территории епархии пока три. Их число местные власти все увеличивают. Намерены открывать и кадетские корпуса для девочек. 

– Здесь же одни мальчики учатся, а на фотографиях – в хоре и в танце с девчонками, – интересуемся у директора казачьего кадетского корпуса в Морозовске – одного из крупнейших в Ростовской области.

_MG_8494.jpg

– У нас, кроме общеобразовательных предметов, 21 секция внеклассного образования. В том числе хореография, вокал, художественное творчество. На танцы и в хор девочки приходят, – рассказывает Владимир Николаевич Абашин, директор учебного заведения, полное наименование которого  – Университетский казачий кадетский корпус-интернат (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» в г. Морозовске Ростовской области.

Здесь учатся ребята не только из Ростовской области, но и из других городов России, из Узбекистана, из Донецка, из Луганска. Но их родители, видимо, в России уже и останутся. Есть не только православные. В этом году два мальчика из семьи с мусульманскими традициями; для них текст присяги отдельный, в молитвах не участвуют. 

Интернат – конечно, суровое заведение для детей. Только на воскресенье домой отпускают. В качестве смягчающего элемента – учителя по общеобразовательным предметам почти одни женщины.

– Суровое здесь место, почти вся территория – сплошной плац.  Только около здания красивый цветник, –  делюсь наблюдением с завучем Галиной Ивановной Омельченко, обаятельной изящно одетой дамой.

_MG_8534.jpg

– Первые кусты роз нам выпускники четыре года назад подарили. Так с тех пор клумба все разрастается, новые сорта высаживаем. Гибискус очень хорошо здесь цветет розовыми цветами, я  даже домой семена взяла, очень красиво.

– Отличная традиция! Великолепный цветник, хорошее настроение создает. А куда поступают  ребята после выпуска?

– Часто в университет казачий в Москве или в Ростове. Сейчас он называется Университетом технологий и управления. В институт физкультуры, в другие светские вузы, в военные учебные заведения.

8405.jpg

– Гармонично ребята развиваются – музыка, танцы. А дети священников есть?

– Есть. Один-два в год примерно поступают. Духовника училища отца Георгия тут сын учился. А теперь отца Романа сын в прошлом году поступил. У нас обучение с 5-го по 11-й классы.

У священника Романа Нихаева поинтересовались мотивом выбора такого учебного заведения.

– Это личное решение сына. У него друг один здесь учится, и сын вдохновился. Пока ему нравится. Приезжает домой на воскресенье, потом возвращается на автобусе. Самостоятельный. Дочка тоже хотела учиться в кадетском корпусе в Москве. Все экзамены сдали, но не зачислили. А я думаю, и хорошо. Всё-таки, маленькие еще без родителей-то жить.

На праздник Александра Невского корпус посетил епископ Волгодонский и Сальский Корнилий. Обстоятельно рассказал о судьбе великого князя, его деятельности как военного и как дипломата  с учетом международной обстановки того времени, и как он опирался на молитву и  помощью Божию. Ребята слушали очень заинтересованно.

А потом стихи читали. Эдуарда Асадова, например. «Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась…  Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима». Так что вполне миролюбивые юные казаки. Но постоять за себя и за землю свою смогут.

_MG_8517.jpg

А еще местные рассказывали, когда конфликт на Донбассе начался, пятнадцать кадетов из одного ростовского корпуса убежали туда, потом их быстро вернули; они в объяснительной написали: «бежали защищать Родину».  Ну что делать – положено отчислить, но поскольку «за Родину…» – оставили. 

8474.jpg

– А что, отец Роман, казаки-то еще здесь есть?

– Есть, конечно. Только они на своих работах заняты. А в свободное время, если нужно, в составе казачьих дружин, например, помогают МЧС. Недавно пожары были природные в Усть-Донецком районе, казаки тоже выезжали тушить, более 300 человек.

*

На территории Волгодонской епархии, охватывающей 24 района – более половины Ростовской области – общее количество реестровых казаков составляет 15 тысяч 295 человек. Многие главы поселений казаками выбраны в органы управления казачьих обществ и по совместительству являются атаманами.

_MG_8032.jpg

На территории епархии три кадетских корпуса, еще есть кадетские классы в общеобразовательных школах. Во всей Ростовской области из почти 4,5 миллионов жителей, казаками себя назвали в переписи населения 2002 года почти 87,5 тысяч – то есть примерно два процента.

Елена ДОРОФЕЕВА,

Фотографии Марии ТЕМНОВОЙ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.