Уходят в небытие деревянные храмы Севера
27.03.2014Русский Север неповторим благодаря своим уникальным деревянным храмам, которые хорошо известны не только в России, но и далеко за ее пределами как бесценные памятники русского деревянного зодчества. К сожалению, в ближайшее время мы можем навсегда лишиться большой части этого удивительного архитектурного наследия. Так, в Пинежье из пятидесяти церквей, принадлежащих к уникальному архитектурному типу шатра на крещатой бочке, сегодня осталось только две, причем одна из них находится в плачевном состоянии.
О том, что можно сделать для их спасения и почему столь важно сохранять эти строения, корреспондент портала «Приходы» беседует с Еленой Георгиевной Игнатьевой, главным архитектором проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации. «Деревянные храмы Русского Севера – это столпы духовной крестьянской культуры России, каждый − в своей неповторимой индивидуальности. Естественно, уцелевшие памятники деревянного зодчества необходимо не только сохранять, реставрировать, но и использовать по своему первоначальному назначению», − считает она.
То есть Вы считаете, что их надо передавать Русской Православной Церкви? Но на их восстановление у нее все равно нет денег, не лучше ли их оставлять на балансе государства как памятники культуры, в особенности те храмы, которые отстоят от больших дорог на десятки, а то и сотни километров? Может быть, лучше передавать их музеям? Ведь, если брать советское время, то благодаря именно музейщикам многие храмы на Руси уцелели.
– Музеефицированые объекты – мертвые макеты, которые мы сейчас наблюдаем в музеях деревянного зодчества, организованных в нашей стране в 70-80-х годах ХХ века. Как бы эти музеи ни поддерживали физическое состояние памятника, как бы ни окружали удобной буферной зоной и доступным транспортом, в этих памятниках нет главного − их функции, которая является одной из важных составляющих предмета архитектуры. Поэтому уцелевшие храмы необходимо передавать Русской Православной Церкви.
При этом храмы, имеющие местный или федеральный статус объектов культурного наследия, передавать в собственность пользователям нельзя, так как они должны быть под контролем местных органов охраны. Пользователь по охранному обязательству или договору обязан грамотно поддерживать их архитектурное и техническое состояние. Да и состояние храма местному приходу будет небезразлично, они могут найти спонсора на разработку и исполнение необходимого противоаварийного ремонта, специалистов и мастеров, выполняющих производственные работы; наконец, можно войти в программу государственного финансирования реставрации.
На прошедших в январе XXII Рождественских чтениях говорилось о Федеральной целевой программе Министерства культуры Российской Федерации «Культура России», участвовать в которой могут объекты религиозного назначения, являющиеся памятниками и нуждающиеся в реставрации…
– К сожалению, в настоящее время в Министерстве культуры, а также в Патриархии имеется тенденция составления списка приоритетных объектов с большими объемами сумм на их реставрацию, хотя еще до 2009 года в список включали почти все объекты с подготовленными документами, но нуждающиеся в сравнительно небольших суммах для проведения работ. Так, в 2008 году мне удалось подать на федеральное финансирование и проектные работы по реставрации Никольской церкви в селе Едома Архангельской области. В 2009 году на выделенные деньги по контракту с Минкультуры России провели исследовательские работы, обмеры, архивные изыскания, в результате был выпущен проект и согласован в органах охраны культурного наследия Архангельска.
Расскажите, пожалуйста, об этой церкви, ее архитектурных особенностях.
– Никольская церковь находится на реке Пинеге, недалеко от села Карпогоры – центра Пинежского края. Она стоит на крутом мысу как некий ориентир, определяя собой центр всей округи, и издалека видна всякому, кто идет на погост.
Это широко распространенный на Пинежье тип деревянного храма в XVII-XVIII веков − так называемый шатер на крещатой бочке, который появился в то время, когда стали запрещать строить шатровые церкви как не соответствующие типу византийских храмов. Именно тогда смекалистые местные зодчие, а, по сути, просто артели плотников изобрели скрытый шатер, в который врублены четыре «бочки», увенчанные четырьмя главами на круглых в форме усеченного конуса барабанах. Они наклонены к шатру и вместе составляют компактную живописную группу.
Подобный тип церквей особенно был распространен на Пинежье: в Суре это Никольская, в Верколе – Ильинская, в селе Малая Немнюга – Воскресенская, в Кевроле – Вознесенская церкви, а также церковь в Красногорском монастыре. Всего насчитывалось до пятидесяти деревянных храмов, из которых ныне осталось только два: в Верколе (он был перестроен еще в XIX веке), и в Едоме с утраченным в 90-е годы ХХ века навершием.
Деревянная церковь в Едоме сегодня требует скорейшего ремонта, но что этому мешает?
– Как я уже упоминала, в 2008 году мне удалось провести исследовательские работы, обмеры, архивные изыскания, выпустить и согласовать проект в региональных органах охраны культурного наследия, но, как это ни прискорбно, на этом деятельность по спасению Никольской церкви в Едоме остановилась. Все последующие годы при подаче документов на проведение дальнейших восстановительных работ в Патриархии и Министерстве культуры были получены отказы.
По факту получается, что храм, расположенный вдали от больших дорог и административных центров, в малонаселенной местности, сейчас никому не нужен.
Какой выход из этой ситуации видят архитекторы?
− Надеюсь все же, что вроде бы неразрешимую проблему можно победить. Один из выходов – это поддержка аварийных храмов в рамках проекта «Общее дело возрождения деревянных храмов Севера», который поддерживается порталом «Православие и мир». Таким образом уже не одно лето планируются ремонтно-реставрационные экспедиции к нуждающимся в противоаварийных работах памятникам.
Но для воссоздания утраченных элементов, связанных с большими затратами на качественный материал и работу квалифицированных плотников, необходимы средства спонсоров.
Однако поиск спонсоров – это тоже паллиатив…
− Да, согласна. Если говорить конкретно о Никольской церкви в Едоме, то ремонтировать ее надо уже сейчас, иначе мы можем ее потерять. На днях узнала от архангельских коллег о том, что список реставрационных объектов на 2015 год в Архангельской епархии уже утвержден. Но тогда надо постараться, чтобы данный объект включили на 2016 год.
Для этого, может быть, стоит с благословения митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила организовать паломнические поездки и экскурсии по Пинежью с заездом в Верколу – в Артемиево-Веркольский монастырь, где особо почитается святой отрок Артемий, на родину Иоанна Кронштадтского в Суру, где ныне процветает Иоанновский женский монастырь и готовятся к празднованию 25-летия прославления этого святого Русской Православной Церковью, а также в Красногорский монастырь, в Едому и Пиринемь для знакомства с замечательными деревянными храмами Русского Севера. Нужно, чтобы об этих находящихся вдали от больших дорог памятниках древней культуры узнало как можно больше людей, тогда, глядишь, дело пойдет.
Главное − не сидеть сложа руки, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.
Беседовала Анна Панина
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.