Почитаемый в России и Болгарии архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован

03.02.2016

567234.png

Иерарх, почитаемый и в России, где начался его архипастырский путь, и в Болгарии, где он провел почти три десятилетия, прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

В жизни Церкви есть немало примеров того, как почитание святого, подвизавшегося или скончавшегося вдали от своего отечества, приходило на его родину из тех мест, где он прославил Бога, отметил, выступая с докладом на Соборе. По его свидетельству, жизнь архиепископа Богучарского Серафима стала украшением многовековой истории братских отношений Русской и Болгарской Церквей.  

«Владыка Серафим принадлежит к числу иерархов Русской Православной Церкви, которые в трагической обстановке послереволюционных лет вынуждены были покинуть родину и нести свое служение за рубежом, – отметил председатель Отдела внешних церковных связей. – Последние 29 лет жизни владыка Серафим провел в Болгарии, где мирно преставился ко Господу 26 февраля 1950 года, окруженный искренней любовью паствы. К гробнице покойного архипастыря, расположенной в крипте Русского Свято-Никольского храма в Софии, настоятелем которого он являлся, с самого момента его кончины притекает множество православных верующих, обращающихся к нему с горячими молитвами об утверждении в вере и об исцелении от телесных недугов, об избавлении от страстей и о помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Поток этот не иссякал даже в годы коммунистического режима и превратился в настоящее паломничество».

Русский иерарх, отдавший свое сердце болгарской пастве, уже не одним поколением воспринимается в Болгарии как общенациональный святой, подчеркнул митрополит Иларион.

Болгарской Церковью неоднократно высказывалось пожелание о прославлении архиепископа Серафима, поэтому в прошлом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с предложением о создании совместной комиссии двух Церквей для изучения вопроса о возможном прославлении архиепископа Серафима в лике святых. По итогам работы комиссии Синод Русской Православной Церкви принял решение вынести вопрос о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора.

На заседание Собора Русской Церкви прибыли болгарские иерархи. Выступая перед присутствующими, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн сказал: «Нам выпала высокая честь… принять участие в обсуждении вопроса о канонизации приснопамятного и любимого каждым верующим православным болгарским сердцем архиепископа Богучарского Серафима (Соболева)… Это ещё одно свидетельство горячего желания и надежды клира и мирян нашего Болгарского Патриархата на благоприятное решение данного вопроса и на приближение дня прославления в лике святых этого настоящего молитвенного заступника за наших два братских православных народа и за каждого, кто с верой и чистой молитвой приступает к благодатной помощи и поддержке архиепископа Серафима. Неоднократно, в разных случаях и по разному поводу, мы подчеркивали нашу уверенность в том, что акт канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), оставшегося в памяти верующего болгарского народа, станет лишь подтверждением уже совершившегося его прославления на небесах. И это прославление совершил Сам Господь наш Иисус Христос, Которому архиепископ Серафим служил верно и самоотверженно во все годы своей жизни и во всяком месте своего служения».

Болгарский иерарх напомнил, что владыка Серафим, о котором известно как о безукоризненном архиерее и служителе у престола Божия, был также одним из самых духоносных отцов прошедшего столетия. «Свидетельствам о благодатной помощи владыки Серафима нет числа, а самое яркое из всех свидетельств – это продолжающееся по сей день обращение к его молитвенному заступничеству, которое ежедневно совершается у могилы его в храме-Подворье Московского Патриархата в нашей столице Софии», – подчеркнул митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн.

После обсуждения предложение о канонизации владыки Серафима поддержали все члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Иерархи впервые пропели величание новопрославленному святому.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви.

***

Николай Борисович Соболев родился 1 декабря 1881 года в Рязани, окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 году, на 4-м курсе академии, Николай Соболев принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха; по окончании академии трудился на поприще духовного образования, встретив октябрьскую революцию в должности ректора Воронежской духовной семинарии, закрытой в 1918 году большевиками.

На юге России архимандрит Серафим вошел в подчинение Временного высшего церковного управления (ВВЦУ). Его хиротонию во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, состоявшуюся по решению ВВЦУ 14 октября 1920 года в Симферополе, возглавил митрополит Антоний (Храповицкий). Уже через месяц епископ Серафим был вынужден покинуть Россию вместе с ВВЦУ.

В условиях утраты связи с московской церковной властью иерархи, оказавшиеся за границей, подчинились переехавшему за границу ВВЦУ, которое в тот момент не рассматривало Зарубежную Церковь в качестве отдельной от московской церковной власти структуры, а свое автономное существование рассматривало, как временное. Епископ Серафим также признал над собой власть Зарубежного ВЦУ (с 1922 года — Архиерейского Синода РПЦЗ).

В 1921 году епископ Серафим был назначен настоятелем Никольского храма в Софии и управляющим русскими православными общинами в Болгарии.

Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима и его назначение в Болгарию, что подтверждают списки законных иерархов, тайно пересылавшиеся по его благословению из Москвы, а в 1921 году изменил его титул на «Богучарский». В 1934 году решением Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

В начале своего пребывания в Софии Владыка Серафим участвовал в монархическом движении, но вскоре совершенно отошел от политики и целиком сосредоточился на церковных делах, не поддерживая связей с политическими организациями ни монархического, ни националистического, ни фашистского, ни коммунистического толка.

Критически относясь к позиции Священноначалия Русской Православной Церкви в СССР, он, тем не менее, признал избрание митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший Престол. В годы Второй мировой войны архиепископ Серафим не благословлял верующих на участие в военных действиях против СССР. В 1945 году архиепископ Серафим с семью приходами перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, предвосхитив более чем на 50 лет историческое дело воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

Архиепископ Серафим выступил с критикой учения митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении, а также софиологической концепции протоиерея Сергия Булгакова, посвятив ее опровержению ряд сочинений, за одно из которых, «Новое учение о Софии Премудрости Божией», в 1938 году был удостоен ученой степени магистра богословия Ученым комитетом РПЦЗ.

Отрицая возможность наличия полноты истины в вероучении других религий и конфессий, Владыка Серафим никогда не осуждал социальные контакты и богословский диалог с инославием.

Архиепископ Серафим пользовался искренней любовью паствы. Иерарх Болгарской Православной Церкви митрополит Доростольский Иларион (1913-2009), духовно окормлявшийся архиепископом Серафимом в юношеские годы, вспоминал: «Многие считали владыку духовно прозорливым. Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму были велики в то время и у русских, и у болгар». Прозорливость и иные духовные дары архиепископа Серафима засвидетельствованы также другими священнослужителями Болгарской Церкви, в частности, епископом Левкийским Парфением. Иерарх вошел в память болгарского народа как заботливый пастырь, подвижник и молитвенник, посвятивший свою жизнь служению Богу и ближним, богомыслию и благоустройству церковной жизни.

Архиепископ Серафим скончался 26 февраля 1950 года и был погребен в крипте русского Никольского храма в Софии, в котором прослужил 29 лет. Гробница иерарха является местом паломничества тысяч верующих, которые обращаются к нему с молитвой, а также оставляют в крипте храма обращенные к подвижнику многочисленные записки с просьбой о помощи.

Молитвенное ходатайство архипастыря православные христиане ощущали как в период его земной жизни, так и после блаженной кончины. Так, раб Божий Иоанн, житель Софии, рассказал, что после его горячей молитвы на могиле архиепископа Серафима супруга неожиданно обрела веру и стала причащаться, а бесчадие, от которого страдала супружеская чета, вскоре чудесным образом разрешилось. Раба Божия Людмила, прежде имевшая 1-ю группу инвалидности, после молитв на могиле Владыки Серафима не только почувствовала облегчение, но и сверхъестественным образом получила способность самостоятельно перемещаться без костылей. Раба Божия Лидия по молитве к Владыке обрела здравие обездвиженной руки. Этот перечень можно было бы продолжать, поскольку количество таких свидетельств исчисляется десятками. Многие из них подтверждены документально (из доклада митрополита Волоколамского Илариона на Архиерейском Соборе).


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.