ПАСТЫРСКИЙ ДИАЛОГ О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ
ПАСТЫРСКИЙ ДИАЛОГ О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

ПАСТЫРСКИЙ ДИАЛОГ О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

25.02.2013

Вопрос о том, востребованы ли вера и разум современным миром, что такое свобода и обязательно ли она должна сочетаться с ответственностью, волнует сегодня многих людей, которые задумываются: куда ведут пути, которыми ныне следует человеческая цивилизация. Эти темы обсуждались в публичном диалоге православного и католического пастырей, который состоялся 23 февраля в культурном центре «Покровские ворота». В беседе, посвященной проблеме веры и неверия, участвовали настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, член редакционного совета журнала «Альфа и Омега», телеведущий, автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики протоиерей Алексей Уминский  и католический священник  Хавьер Прадес, ректор университета San Damaso в Мадриде, директор журнала «Revista Española de Teología» и член редакционных коллегий ряда других журналов.

В начале встречи священнослужители поделились своими размышлениями о том, почему в современном мире происходит кризис веры, кризис общества, кризис личности.

Католический священнослужитель выразил мнение, что корни кризиса нужно искать в длительном историческом процессе, начавшемся в Западной Европе еще несколько веков назад, и охарактеризовал нынешнюю ситуацию как антропологический кризис, кризис потери доверия, вследствие которого ставится под сомнение возможность понимания человеком себя, окружающего мира и Бога. Это, напомнил священник Хавьер Прадес, влияет на жизнь человека, на способность любить, строить отношения с другими людьми и осмыслять свои отношения с Богом. «Нужно понимать эти проблемы и научиться разрешать их», - считает он.

В свою очередь протоиерей Алексий Уминский поднял вопрос о разнице между верой и уверенностью и подчеркнул, сколь пагубно, когда живая вера в Бога бывает подменена уверенностью просто в традициях и церковных установлениях.

Он отметил, что современный нам мир философы характеризуют как постсекулярный – не секулярный, то есть отделенный от веры, не атеистический, а постекулярный, то есть тот, который не имеет даже веры в то, что Бога нет. В этом состоянии, напомнил священнослужитель, человек ищет квазирелигии. Порой такое значение придают психологии, если ею поверяют решение всех жизненных вопросов, порой квазирелигией становится идеология, которая может скрываться под всевозможными формами протеста или псевдопатриотизма.

«Можно вспомнить слова философа Кьеркегора о том, что вера – это блаженное беспокойство. Этого беспокойства не хочет современный мир, он предпочитает жесткие категории: с кем ты. Человек хочет быть спокойным и уверенным», - сказал православный священнослужитель, отметив, что это проблема как человека, так и общества в целом. «Зачастую, приходя в Церковь, люди тоже ищут спокойствия. Они предпочитают не искать невидимое», - сказал отец Алексий, подчеркнув, что привычка ограничивать стремления лишь видимым – основной момент духовного кризиса в современном мире.

Среди тем, которые были подняты в ходе беседы, особо острой является тема свободы и ответственности. Участники встречи говорили о связи и соотношении этих понятий. Перед любым верующим человеком порой встает вопрос: где грань, когда послушание и следование традициям безвозвратно переходит  в разряд безответственного и бездумного выполнения правил и предписаний?

«В контексте уверенности не существует ответственности: человек, уверенный в том, что он до конца доверил свою жизнь каким-то людям или идеологиям, считает, что он ни за что уже не отвечает, потому что за него несут ответственность другие, - подчеркнул отец Алексий Уминский. -  Поднимая тему свободы, мы говорим о вере не как об уверенности, а как о доверии… Если я доверяю Богу, а не внешним жестким установлениям, то все становится на свои места».

Он напомнил, что еще недавно в течение почти целого века общество в нашей стране воспитывалось под давлением идеологии, не предполагавшей свободного осмысления и обсуждения. Это настолько укоренилось в людях, что сейчас таким же образом они порой начинают воспринимать те или иные русские церковные традиции: ряд верующих предпочитают, не раздумывая, не осознавая истоки традиции и причины появления тех или иных установлений, просто выполнять определенные директивы. Отказываясь от свободы, они тем самым пытаются снять с себя ответственность. 

«Одна из важнейших задач для нас сейчас - научиться свободе как ответственности, -уверен православный пастырь. - Только доверие делает человека ответственным: если я уверен, во мне нет ответственности, если я доверяю, то несу ответственность за этот выбор и путь, которым следую». Он подчеркнул при этом, что вера, доверие христиан Богу зиждятся на том, что Бог есть Любовь.

О том, что на протяжении почти трех столетий западное общество пристально рассматривает различные вопросы, касающиеся тех или иных аспектов человеческой свободы, говорил  священник Хавьер Перес. При этом он отметил, что обычно предметом внимания становятся политические, социальные, личные права и свободы, более того, «свобода» - одно из наиболее повторяемых прессой слов. И вот парадокс: в то же время общество признает, что практически не имеет свободы.

Поэтому важно найти в нашей жизни эти моменты истинной свободы, когда мы могли бы сказать, что были полностью свободы, считает католический священник. «Порой свобода выражается в возможности выбора между тем или другим. Конечно, очень важно, когда мы можем поменять работу, дом, машину, но это не значит, что мы возросли в своей свободе. Когда можно сказать, что мы истинно свободны? Когда находим нечто, что дополняет нас самих, поэтому самое высшее проявление человеческой свободы – это любовь». Он подчеркнул, что любовь вечная, затрагивающая все аспекты жизни, приобретается опытом живой встречи со Христом.

В ходе дальнейшей встречи собеседники поделились своим мнением о том, как нужно говорить о вере с обезбоженным обществом, как передать ее следующим поколениям.

Ольга Марышева,
Наталия Бубенцова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.