При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Протоиерей Николай Ребиндер: Трещина проходит по семьям, по приходам

05.11.2018

02_1.jpg

Решение Священного Синода Русской Православной Церкви, который признал невозможность евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, принявшим в общение лидеров украинского раскола и вторгшегося в Украине на чужую каноническую территорию, не оказало существенного влияния на повседневную жизнь приходов в России и ряде других стран – люди всё также молятся в своих храмах, всё так же причащаются. А какое отражение получило это решение в жизни приходов Московского Патриархата в Западной Европе, где в частности, действует Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской Церкви? Об этом портал «Приходы» спросил протоиерея Николая Ребиндера, настоятеля кафедрального Трехсвятительского храма в Париже.


– Прежде всего, хочу сказать, что я как клирик Московского Патриархата полностью принимаю решение нашего Священного Синода, которое стало естественной реакцией на то, что делает вопреки церковным канонам Патриарх Константинопольский. Мы поддерживаем принятое решение.

Что же касается вашего вопроса, должен отметить, что последние события, конечно же, оказали очень большое влияние на жизнь наших прихожан. Как известно, жизнь у нас довольно сильно переплетена с жизнью приходов Константинопольского Патриархата. Например, мой брат Иаков служит в храме Константинопольского Патриархата, который находится за километр от моего, а один из моих сыновей – регент в константинопольском храме, который за 500 метров от нас. Трещина, появление которой спровоцировали действия Патриарха Варфоломея, проходит по семьям, по приходам. Порой люди не знают, как быть. Некоторые прихожане относящихся к Константинополю храмов хотят перейти в Московский Патриархат, другие хотят остаться. Это разделяет приход. Или, например, наши прихожане спрашивают насчет поездки в Покровский женский монастырь в Бюсси-ан-От, который они всегда посещали. Однако приходится их предупреждать, что причащаться там невозможно, так как монастырь относится к Константинопольскому Патриархату. Так что сложившая ситуация тем или иным образом затрагивает всех.

На днях состоялся традиционный Съезд Православного братства в Западной Европе. В интернете появились различные толкования, касающиеся Вашего участия в нем. Не могли бы Вы рассказать об этом?

– С 1971 года проходят съезды, на которые собираются православные из разных юрисдикций. Это всегда воспринималось как праздник, как торжество Православия. На встречах можно было услышать интересные доклады очень хороших богословов, участники вместе молились и причащались.

Съезд Православного братства в Западной Европе, который состоялся в прошедшие выходные, оказался первым после принятия решения о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Я задолго до этого зарегистрировался как участник мероприятия и перед его началом много думал, стоит ли ехать на съезд, но, в конце концов, все-таки принял положительное решение. При этом я уточнил, будет ли на богослужениях в рамках этой встречи возноситься имя Патриарха Константинопольского. Мне ответили, что так будет за воскресной службой, и, конечно же, я не мог служить и причащаться в этот день. А вот про пятницу мне сказали, что литургию совершит иерарх Румынской Православной Церкви и за богослужением будет возноситься имя Румынского Патриарха. И поскольку единство исходит от епископата, я подумал, что есть возможность послужить, раз совершает службу православный епископ и возносится имя православного Патриарха. При этом Патриарха Варфоломея обещали никак не поминать. Однако я не учел, что в числе сослужащих могут быть клирики Константинопольского Патриархата. Судя по всему, мной было принято ошибочное решение. И если я нарушил решение Священного Синода Русской Православной Церкви, глубоко сожалею об этом.

Как мне кажется, требуется некоторое время, чтобы создавшаяся ситуация, если так можно сказать, вошла в жизнь. Люди пока еще не поняли до конца, каким образом принятые решения должны сказаться на их церковной жизни. Конечно, понимание придет, и люди начнут вести себя, как следует в нынешней ситуации. Но это требует определенного времени и, может быть, некоторого разъяснения со стороны епископата, чтобы мы знали, каким образом в каких случаях себя вести. В решениях Синода все подробно рассказывается, однако порой в конкретных ситуациях бывают сомнения, как поступить, чтоб это соответствовало позиции Церкви.

*

В Западной Европе насчитывается большое число русских православных приходов. Русские храмы строились за рубежом еще в прошлых веках. Сначала это по большей части были посольские церкви, однако в XX столетии число общин резко увеличилось – их основывали представители русской эмиграции, вынужденные покинуть свою Родину из-за последствий революции и гражданской войны. Основную часть русскоязычных православных в западноевропейских странах объединяют приходы нескольких епархий Московского Патриархата: Корсунской на территории Франции, Испании, Португалии и Швейцарии, Сурожской – в Великобритании и Ирландии, Венской – в Австрии, Брюссельской – в Бельгии, а также Патриаршие приходы на территории Италии.

Немалое число верующих объединяют и общины Русской Зарубежной Церкви, находящейся в каноническом единстве с Московским Патриархатом.

Кроме того, следствием трудного положения Русской Православной Церкви, пережившей в XX веке тяжелейшие гонения, стало появление в 1931 году Западноевропейского экзархата русских приходов, находящийся в управлении Константинопольского Патриархата.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку