Молодежь и Церковь: жизнь против течения

26.12.2019

IMG_9922.jpg

Главный редактор портала «Приходы» Евгения Жуковская – про кривозеркальный образ «истинно удрученно-верующего», какими христиане нередко воспринимаются со стороны, о том, с какой вестью мы обращаемся к современникам, и почему нужно не идти непременно против течения, а просто идти своим путем…

 

Хотя до празднования Рождества Христова еще довольно далеко, каждый наш декабрьский день уже пронизан им. Для церковных людей это связано с течением многодневного поста, для людей светских – с развитием коммерческой индустрии, манящей своими рождественскими фонарями нас и увлекающей в мир сказочного ожидания счастья и чуда. Парадоксально, но, по идее, затягивать в чествование Рождества Христова должна, наверное, в большей мере Церковь. Но Церковь, напротив, вместо праздника окружает нас подвигом: постом и молитвой. Чем-то таким, что у нормального человека никак не вяжется с радостью и ликованием.

На фоне непростой социально-экономической ситуации в стране, стремительного сокращения доходов и исчезновения каких-то последних надежд на стабильность и достаток самовольно загонять себя в темноту церковного бытия мало кто желает. Жизнь церковного человека уныла и скучна, сера и монотонна – одни нудные богослужения на диком современному человеку языке чего стоят. И постоянное «ты должен», «надо вот так», «что хочешь ты – никого не волнует», «смиряйся», «слушайся», «не помышляй о себе». Штампов и шаблонов в нашем сознании о Церкви сложилось множество. И, пожалуй, самый главный заключается в том, что Бог к Церкви не имеет никакого отношения. Поэтому я в Бога богатеть буду как-нибудь сам, без всех этих вериг и отречений от воли. А Церковь пусть свою систему сама строит – на тех, кто недоволен жизнью, кто ущербен и юродив.

В Москве финальный этап Международных Рождественских образовательных чтений в январе будет проходить в двадцать восьмой раз, в Кургане чтения проходят в пятнадцатый раз. Получается, мы столько лет встречаемся с вами под эгидой Церкви ознаменование Рождества Христова, размышляем о том, каким должно быть сегодня образование и, я бы даже уточнила, преобразование человека XXI века, а до главного дойти не смогли. Мы не умеем проповедовать правду о церковном человеке. Как тогда можем не искажать Христа и Его учение?

Но, быть может, мы как раз о себе и говорим правду – без прикрас, во весь голос, без карикатур? Мы усвоили себе некий образ христианина, облекли свои портреты в книжные патериковые штампы и пошли невеселыми ногами против течения. Мир говорит: получай удовольствие от жизни. Мы говорим: мир во зле лежит, поэтому никакого удовольствия. Мир говорит: заботься о себе. Мы говорим: ближнего возлюби, а о себе думать не смей. А то в прелесть впадешь, в гордыне погрязнешь, в самолюбии погибнешь. Вот и влачим душное существование под церковными сводами. И запрещаем себе и другим быть действенной силой любви в руках Божиих, интерпретируем однобоко Евангелие и Святых Отцов, превозносим до небес мракобесное Средневековье, не разбираясь при этом ни в вековых контекстах, ни в исторической ситуации, ни в иносказательных апокрифах, ни в реальной летописи временных лет.

Когда задумывались Рождественские чтения (а мне посчастливилось быть знакомой с людьми их создавшими), в нашем обществе был огромный интерес к Церкви и ее жизни, людям хотелось слышать мнение Церкви буквально по всем вопросам. И позиция Церкви была важна не для хайпа и закрутки провокации, а как глоток воды живой после десятилетий атеистической засухи на всем пространстве Руси. Сегодня церковно-общественных форумов у нас много, информационный поток Церкви мощный, в средствах массовой коммуникации постоянно появляются новости или комментарии с участием духовенства и мирян. Достигла ли Церковь цели, смогла ли помочь людям найти свой духовный путь, обрести гармонию и счастье, принять Христа? Кому-то, безусловно, да.

Однако, посмотрев на социологические данные последних лет, можно с уверенностью говорить о том, что процент тех, кто готов войти в Церковь Божию основательно, по-прежнему мал. Значит ли это, что мы не нашли язык с согражданами? Скорее всего, тоже да. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что мы запрещаем человеку в Церкви быть самим собой. Приходит он к врачу, говорит, хочу узнать, как быть здоровым. А врач ему: иди-ка, отрежь все лишнее, удали органы. Ничего болеть не будет, будешь вроде бы как здоров. Проще, конечно, просто умерщвить, чтобы уж наверняка. Но так сразу как-то негуманно. Лучше как овощ – овощи не страдают, не болеют. Сгнить, правда, могут. Но это потом.

С такими подходами чему мы можем научить людей? Да бежать от всего этого надо, спасаться всеми правдами и неправдами. Откуда же здесь процентам воцерковленных людей увеличиваться?

Жизнь современных христиан построена на отрицании. Вроде бы они исходят из лучших, праведных побуждений. Да и за основу будто бы взят путь Христа. Как Он выступал против лжи мира – так и мы. Как Он обличал людей – так и мы. Как Он добровольно решил умереть за людей – так и мы себя готовы сгноить, до истощения духовного, душевного и физического доводя себя. Соблюдая форму, мы забываем о содержании. Кстати, да и об отрицании ли христианство? Не главный ли глагол у нас – принятие? Принятие Христа. Принятие Святых Христовых Таин. Принятие Причастия…

Быть христианином – это не про самоистязание, не про отказ от помощи, не про табу на счастье. Не такое движение против течения нужно Церкви. Церковь – это полноводная река жизни, а не воронка, с сумасшедшей скоростью утягивающая воду в ванне в канализацию. В воронке нет спасения, разве что не препятствовать этому процессу (потому что бесполезно) и надеяться на чудо. Полноводная река дает возможность человеку быть сильным, крепким, плыть по своей траектории – вне зависимости от того, гребешь ты по течению или против него.

Церковь – это живой организм полноценных личностей. Здесь никто не может познать Бога, то есть вырасти духовно, не исследовав себя и не познав себя. Церковь – это школа личностного роста, если говорить популярным сегодня языком. Сообщество людей, умеющих брать ответственность за свою жизнь и самостоятельно определять свой путь. Никакие каноны и никакие наставления не приблизят нас к правде Божией, если мы не научимся самостоятельности, если не поймем, что за свою жизнь каждый отвечает лично. Духовная жизнь – это мой личный диалог с Богом, а Церковь – это жизнь, в которой мой односторонний запрос к Создателю превращается в уникальную духовную коммуникационную среду между мной и Христом, Христом и людьми, людьми во Христе между собой. И в этом единении Церковь сильна и ей не страшны никакие препятствия. Мощь ее образуется только тогда, когда каждый отдельно, но при этом все христиане вместе подходят к Чаше Причастной и осознают одну простую истину «верую, Господи, помоги моему неверию».

Вот что выделяет церковного человека в мире людей и вот в чем его корневое отличие от тех, кто не знаком с Богом. И когда происходит это ровное осознание себя, становятся понятны и логичны те или иные правила Церкви. Не в начале пути, а далеко впереди, в будущем. Почему Церковь против течения мира сего? Потому что у нее свое течение, своя миссия. Празднование Рождества Христова не заключается в фонарях и елках. Мы не против этой бутафории, но мы против того, чтобы подарки под елкой становились самоцелью чествования Рождения посреди обычных людей Самого Бога. Церковь не против рождественских распродаж, но мы не поддерживаем современные тенденции, когда ради искусственно обозначенной толерантности из названия праздника уходит имя Христа и остается распродажное искажение «Икстмас» (Xtmas).

Да, мы, современные христиане постсоветского пространства, за последние тридцать лет много чего наворотили в желании воцерковить всех и вся. Оно и понятно: поколение отцов веру православную растеряло, пришлось ее постигать через пробы и ошибки, как придется. Но не будем умалять и наших достижений: за эти годы в Церкви выросло несколько поколений христиан, зародились целые священнические династии, социальные, культурные, образовательные проекты Церкви стали неотъемлемой частью самых лучших гражданских инициатив.

Именно об этом мы должны с вами помнить, когда в очередной раз столкнемся с нежеланием светской части общества видеть реальное лицо Церкви, а не тот кривозеркальный образ «истинно удрученно-верующего», который был мной нарисован в начале выступления. Самодостаточная личность не боится никого, кроме Бога. По мере осознания церковными чадами себя самодостаточными личностями будет увеличиваться и количество социально-значимых дел Церкви.

Как их преумножить и помочь современному человеку вне Церкви изменить свой образ через совлечение своего ветхого человека – как раз наша с вами задача. В этом целеполагание всех тех, кто собирается в коммуникационную среду посредством вот таких церковно-общественных форумов. Проповедь не должна строиться вокруг запретов и невыполнимых уставов. Слово к современнику должно быть нанизано на действенную силу и желание преобразить наш мир во имя Христа и Славы Его.

Христос во все времена Тот же, а Церковь в каждый исторические момент молода и современна. И в своем умении быть что ни на есть реальной она единомышленна молодежи. Испокон веков молодое поколение крутило земной шар. Посмотрите, большинство вселенских шедевров созданы молодыми людьми. Почему? Потому что молодость умеет вгрызаться в жизнь, умеет испытывать жажду и находить оазисы отдохновения даже в тех пустынях, где их быть будто бы не может. Церковь помогает раскрыть человеческий потенциал и понять простую истину – у совершенства нет предела.

Современный информационно-технологический миг говорит всем нам: нет предела для человека в его познании. Ты царь и бог, любой может стать демиургом. Конечно, нет границ в обожении, говорим мы, церковные люди. Но есть опасности, от которых нельзя отмахиваться. В своем бытии против течения века сего Церковь может помочь молодым не упасть с обрыва в порыве достижения какого-нибудь искусственного интеллекта. И вот здесь разумный подход, в том числе через систему правил, становится крайне необходим.

Все мы с вами знаем, что правила дорожного движения написаны кровью – кровью тех, кто пострадал и погиб. Здравомыслящему человеку и в голову не придет спорить с той или иной статьей, упорядочивающей движение на дороге. Когда нас несет и мы не различаем цвета светофора, вряд ли правомерно потом винить тех, кто когда-то повесил светофоры и зарядил их на определенный сигнальный ритм.

Церковь – самая безопасная среда для любителей абсолютно разных транспортных средств на дороге жизни. Даже если ты идешь против потока. Нужно только помнить, что каждое твое намерение повернуть или остановиться в этой жизни – это твоя зона ответственности. Но на путях своих ты не один. Течение тебя, если произошло «духовное ДТП», в конечном счете смоет, но ты в своем необдуманном шаге можешь навредить кому-то или даже погубить других участников движения. А посему, устремляясь к постижению этого мира, будем помнить о том, что молодость – не значит глупость и бесшабашность. Это бодрость духа и неимоверное желание видеть основы бытия. Сегодня у Церкви, как и у молодежи, особенно много общего. Оно не только в познании, но в интересных задачах по поиску социальных решений. Например, мы вместе можем понять, как транслировать свой адекватный образ, как не превращать гражданскую активность в политический популизм, как сделать так, чтобы жизнь в наших регионах все-таки стала достойной в нравственно-духовном и социально-экономическом плане.

Все эти вопросы не должны решаться где-то там, в высоких кабинетах. Точно так же, как никакой священник за нас в рай не попадет, так и никакой чиновник за нас с вами наших детей не воспитает. Когда ты на своем маленьком уровне занимаешься тем, что должен (да хотя бы не лукавишь в семье и не ездишь без билета в транспорте), тогда никакое течение не смоет твой фундамент и никакое дорожно-транспортное происшествие не изменит твой путь в Царствие Небесное. Когда ты находишься под покровом сильного партнера, бороться с течением чужеродного потока намного сподручнее. Сообща.

Евгения ЖУКОВСКАЯ

В основе публикации –
доклад на XV Областных Рождественских чтениях
в Кургане (20 декабря 2019 года)

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.