
Плакать с плачущими
22.06.2013В Троицкую родительскую субботу – освященный церковной традицией день поминовения усопших - представляется важным обратиться к зарубежному опыту, относящемуся к проводам человека в последний путь, а заодно вспомнить и о давних наших традициях.
Жизнь любой настоящей, не просто формально существующей приходской общины основана на способности ее членов сообща переживать и радости, и горести, носить тяготы друг друга, как призывает нас Спаситель. В том числе и плакать с плачущими. Но, для этого необходимо, как минимум, знать о случившемся и иметь возможность своевременно присоединить свои молитвы к молитвам других.
В Греции и Сербии – европейских странах, население которых глубоко укоренено в Православии, мне часто доводилось видеть объявления, извещающие о кончине людей, помещенные на дверях храмов. В этих объявлениях указывалось имя и фамилия, возраст почившего, иногда – род его деятельности, но главное – где, когда и кем будет совершаться отпевание. Причем очевидно было, что такого извещения удостаивались не какие-то отдельные и очень заслуженные в церковном и общественном смысле люди, а вообще все усопшие на территории этого конкретного церковного округа. Иногда на дверях висели целые грозди этих траурных объявлений, причем они вывешивались не только в том приходе, к которому принадлежал покойный, но во всех православных храмах города. Речь идет вовсе не о маленьких населенных пунктах, где все члены приходской общины, как правило, хорошо знакомы друг с другом, где каждый в той или иной степени связан с усопшим. В Салониках, с их почти полуторамиллионным населением и храмами в каждом квартале, такие объявления идентичного содержания встречались повсеместно. Не знаю, как распространялась эта информация: телефонными ли звонками из митрополии, посредством контактов настоятелей друг с другом или же усердием родственников усопшего, но факт налицо.
В Сербии в одном маленьком городке, где храмов было всего два - и те на разных концах города, траурными объявлениями были оклеены даже деревья в городском сквере, чтобы все могли увидеть, прочитать, помянуть новопреставленного раба Божия, а может быть, и прийти на отпевание и помолиться вместе с остальными об упокоении его души. Не знаю точно, но, кажется, расклейка таких извещений о смерти с указанием времени и места отпевания практикуется и других европейских странах, в том числе преимущественно католических. В любом случае, такое информирование – великое благо и для живых, получающих возможность действенно проявить любовь к ближнему, и для самого новопреставленного, который именно в это время очень нуждается в как можно большем числе молитвенников за себя.
Справедливости ради, следует отметить, что похожие объявления пару-тройку раз мне встречались и в наших российских приходах. Но, там, как правило, речь шла об очень заслуженном усопшем – церковном старосте, многолетней свечнице или сотруднице храма, то есть, скажем так, о штатном члене приходского коллектива. Оповещений о смерти, дате и времени отпевания простого прихожанина пока не попадалось ни разу. Возможно, такие случаи все же имеют место, но автору этих строк пока не встречались.
Можно, конечно, возразить: если ты активный, то есть живой и реальный член прихода, то о всяком событии, тем более таком заметном и скорбном, тебя в век интенсивных электронных коммуникаций непременно, так или иначе, известят. Увы, не факт, что это произойдет вовремя и произойдет вообще.
Этим Великим постом воскресным утром я встретила на поздней литургии старинного прихожанина нашего храма, еще вполне молодого – чуть более сорока лет, замечательного доброго человека, всеми любимого за отзывчивый и веселый характер, всегдашнюю готовность помочь. Поздоровались, улыбнулись друг другу. В пятницу этой же недели, забежав в храм на краткое время, я увидела в притворе гроб, в котором лежал этот самый человек. Сказали –сердце. У изголовья замерла почерневшая от горя жена и ее притихшие друзья. Ко гробу подходили прихожане, узнавали покойника, крестились, молились, не тая слез, и отходили, спеша по своим делам, - кто на работу, кто к оставленным дома детишкам. Быть на отпевании у них не было возможности, потому что в большинстве своем, они, как и я, попали в храм в этот момент случайно (не случайно, конечно, а Промыслом Божиим!) и лишь ненароком узнали о скорбном событии. А ведь все могло бы быть иначе. Достаточно было одного объявления на входе: «Братья и сестры, извещаем о смерти «имярек», нашего давнего прихожанина, отпевание состоится тогда-то во столько-то», еще лучше было бы разместить такое объявление и на приходском сайте. Кто-то, уверена, отложил бы ради возможности попрощаться с покойным повседневные дела, возможно даже отпросился бы с работы. В любом случае человек, при жизни сделавший много доброго окружающим, по смерти мог рассчитывать на их соборную молитву о себе.
Понятно, что потом, конечно, усопшего будут поминать за литургией, на панихидах и литиях, но человек, впервые слышащий имя новопреставленного такого-то, откуда и как может догадаться, о ком именно идет речь?
Еще один аргумент не в пользу широких извещений о смерти основывается на опасении родственников усопшего обидеть тех, кто придет на отпевание, но на кого совершенно не рассчитывали за поминальным столом. Ответ один: возродить почти утраченную традицию приготовления кутьи, которой по ложечке угощаются все присутствующие. Ведь все это в наших приходах практиковалось, и сама я в юности сколько раз угощалась такой нехитрой символической трапезой. Сейчас этот обычай, к сожалению, как-то подзабыт, точнее, ушли хранительницы традиции. В конце концов, достаточно раздать каждому молившемуся на отпевании по конфетке как жертву на помин души.
Очевидно, что целиком и полностью перенять в нашем Отечестве «зарубежный опыт» - повсеместно извещать о смерти и времени отпевания каждого члена православного прихода, будь то безвестная одинокая старушка, младенец или человек средних лет, не удастся. В Москве, по крайней мере, это почти невыполнимо: слишком нас много и слишком разрозненно (в смысле частных межличностных контактов) существуют наши приходы, да и специально вопросом подготовки, распечатки и расклейки траурных объявлений заниматься, к сожалению, просто некому и некогда. Хотя те храмовые сотрудники, кто оформляет совершение треб, могли бы без особого труда составлять список отпеваемых, хотя бы еженедельно, и вывешивать его для информации.
Почему бы не предоставить родственникам покойного возможность размещать подобную информацию - возможно, даже с фото - на досках объявлений приходских храмов? Наверняка многие супруги, дети и внуки смогли бы не только кратко упомянуть о своих почивших, но и отметить их заслуги - личные, профессиональные. Для кого-то из прихожан это может оказаться настоящим открытием – надо же, какой интересный человек был рядом! Большим плюсом будет наличие хотя бы такой краткой информации о почивших членах общины - это добавит значимые штрихи к масштабному полотну современной русской приходской церковной жизни. Наконец, это позволит остальным людям исполнить свой христианский нравственный долг и своевременно вознести молитву об усопшем собрате - как в храме, так и дома.
Одним словом, может быть, стоит попробовать? Не так уж много усилий для этого нужно.
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.