--
ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТА – РОДНАЯ ВЕРА
ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТА – РОДНАЯ ВЕРА

ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ ЯКУТА – РОДНАЯ ВЕРА

27.06.2013

В опубликованном порталом «Приходы» интервью епископ Якутский и Ленский Роман рассказал о том, каково это - окормлять верующих и вести миссию на Дальнем Востоке России. А какой он – якутский прихожанин? Предлагаем читателям портрет одного из них. Афанасий Николаевич Осипов – народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Репина и многих других наград, академик Российской академии художеств. Родился он 85 лет назад во Втором Эргитском наслеге в Якутии.


Афанасий Николаевич, Вы прожили очень долгую и интересную жизнь. Расскажите, пожалуйста, про Ваше детство, про жизнь Вашей семьи.

- Я родился в 1928 году, когда у нас еще не было колхозов, жизнь была организована в соответствии со старым якутским укладом: семьи жили по разным отдаленным участкам, например, три-четыре семьи в одном месте, через пять-шесть километров - такая же группка. Таким образом все земли осваивали, выходили на сенокосы и пастбища. Мой отец и дед, да и все родные были скотоводами. У нас были и коровы, и лошади, и олени. Отец очень любил оленей и часто ездил на них. 

IMG_1606_s_pr.jpg

Самое главное было - приучение детей к труду, выполнение каждодневной домашней работы: таскать дрова, воду, помогать старшим. С самого раннего возраста - вот как человек у нас себя помнит, он уже что-то делал по хозяйству. И я так же работал, а с семи лет уже наравне со старшими ходил на сенокос - мы с мамой помогали сгребать сено. Обычная трудовая жизнь изо дня в день, и это вовсе не казалось особенным.

IMG_1593_s_pr.jpg

Думаю, что эта трудовая закалка любой якутской семье давала основу, потому что в наших суровых условиях выживать надо. Работы были в каждую пору года: весной - одного вида, летом надо было делать что-то другое, осенью - третье, а зимой еще добавлялись большие проблемы с водой и дровами. В этих условиях надо ежедневно работать и работать всем – и родителям, и бабушкам с дедушками, и детям.

IMG_1609_s_pr.jpg

Мама с бабушкой без конца шили целыми днями одежду, ведь надо очень тепло одеваться. Особенно мне запомнилось, как они заячьи одеяла и шапки шили, всей семье нужно и унты пошить, и верхнюю одежду тоже. Это ж сколько надо было шить! В моем детстве вообще не было швейных машинок, все на руках изготовляли. Как-то раз отец увез на сдачу скот и купил швейную машинку маме. В нашем наслеге это была первая швейная машинка! Соседки стали приходить, тоже шить на ней, целые очереди образовывались.

IMG_1587_s_pr.jpg

Все мы также охотились на уток, ловили рыбу, осенью заготавливали ягоды на зиму, бруснику целыми кадками собирали. Сейчас в тех местах, где мы жили и где в результате коллективизации было образовано два колхоза, уже никто не живет - все заброшено, только коневоды участки имеют.

IMG_1568_s_pr.jpg

В Вашей семье были верующие люди?

- Да, у нас бабушка была верующая, в доме были иконы. Каждое утро она всех детей ставила в шеренгу на молитву, у всех у нас были крестики. Но в одно не очень прекрасное время, когда моего отца избрали председателем колхоза, он запретил молиться и убрал все иконы.

IMG_1592_s_pr.jpg

С тех пор внешне у нас считалось, что молиться плохо, нужно быть атеистом. Так нас учили, и когда принимали в пионеры и комсомол. Атеистическая пропаганда была очень сильная. А моего отца в 1942 году репрессировали по обвинению в участии в заговоре с целью свержения советской власти, через год он умер в тюрьме. Вот такая превратность судьбы.

IMG_1619_s_pr.jpg

Как в якутских семьях дети получали образование? Куда в школу ходили?

- Школа у нас была за десять километров. Мои две старшие сестры ходили туда каждый день, поэтому первые песни, первые буквы я узнал от них, они меня научили писать и читать. А потом меня отправили учиться за 30 километров от своего наслега,  я жил там у наших родственников. В первом классе учился всего один месяц, после чего сразу меня перевели во второй, потому что я уже много знал и умел.

IMG_1595_s_pr.jpg

У нас один преподаватель учил сразу два класса: два ряда парт - первый класс, а рядом же еще два ряда - второй класс; так и учились. Я с сестрой оказался в одном классе.

IMG_1620_s_pr.jpg

После пятого класса мы переехали в другой наслег, где наш отец стал председателем колхоза. В колхозе образовали столярную артель, и там я все время научился выполнять все работы с деревом. Надо было помогать отцу, особенно зимой, строгать мерзлые лиственницы, а весной мы с ним заготавливали полозья для саней из берез. Специально для этого выезжали в лес и жили по две недели в палатках с железной печкой.

IMG_1607_s_pr.jpg

Какая жизнь была в Якутии в советские годы? Как простые люди жили?

- Главным образом у нас были совхозы и колхозы, потому что у нас подавляющее большинство составляет сельское население. Жили трудно, тяжело. В зависимости от руководителя колхоза где-то была и очень благоприятная ситуация, но везде, прежде всего, ценилось трудолюбие…

IMG_1605_s_pr.jpg

Когда Вы стали рисовать?

- Как только у сестер появились первые цветные карандаши, я сразу увлекся этим занятием. Сначала рисовал на деревянных загородках и все время думал, как это профиль у человека нарисовать, сколько зазубрин надо? Позже появились альбомы с разными зверями и птицами, я стал подражать нарисованному. Всех рисовал - рысей, львов! Это еще до школы было, а когда пошел учиться, я уже умел хорошо рисовать акварелью и карандашами, поэтому все стенгазеты, пока не закончил школу, были на мне. Во время войны, с 1942 по 1945 год, я учился в Якутском кооперативном техникуме, где тоже моей обязанностью стало оформление стендов, подготовка стенгазет. Мой учитель, известный охотовед Алексей Алексеевич Новиков, и его жена художница всячески меня поощряли в моем творчестве. Когда я закончил техникум, он мне так и сказал: «Афоня! Ты поезжай на художника учиться, нечего тебе тут пушником сидеть!» Специальность у меня в дипломе такая: техник-товаровед пушного зверья.

IMG_1617_s_pr.jpg

Как же вам удалось поехать учиться на художника?

- После войны нельзя было никуда без вызова ехать. Ждал долго, но дождался. Поехал на пароходе, попутным транспортом добирался, в итоге ехал 27 суток до Москвы. Только в конце августа приехал, когда все экзамены уже давно прошли. Но после того, как я в Главном управлении по делам искусств показал свои работы, меня сразу же определили в среднюю художественную школу-интернат, где уже окончательно определился мой будущий путь. У нас были такие внимательные, заботливые учителя - поощряли любые наши идеи, много показывали и рассказывали! Я уже через три года освоил технику масляных красок, подтянулся по живописи и академическому рисунку.

IMG_1614_s_pr.jpg

Как сложился потом Ваш путь к вере?

- О, это очень сложный процесс, долгий, ведь я пришел к вере уже зрелым человеком, мне тогда было около сорока лет. Мой друг, Андрей Андреевич Тутунов, стал верующим человеком. Он очень много читал Библию и духовные книги и стал мне все рассказывать. Особенно говорил о том, как репрессировали духовных лиц, в том числе про своего отца. В ходе наших многочисленных бесед я постепенно стал задумываться, что, действительно, есть что-то другое, что есть вера. Правда, в примитивном виде все библейские сказания я знал и раньше из курса истории искусств, но Андрей дал мне настоящее Евангелие, которое я прочел очень внимательно.

IMG_1602_s_pr.jpg

Когда у нас в Якутии в 1993 году открылась епархия, к нам приехал молодой владыка Герман, такой хороший. Я окрестил всех своих детей и жену. Мы очень подружились с владыкой. Он был членом нашей Академии духовности, много рассказывал нам о вере. Как-то я у него спросил у него: «Мне уже седьмой десяток и я так много лет иду к вере, как мне по-настоящему стать христианином?» - Он ответил: «Бог поможет! Молитесь!»

IMG_1600_s_pr.jpg

Я каждое утро молюсь, как бабушка в детстве научила, по праздникам мы ходим в церковь. Очень меня удивляет и радует, что стало очень много молодежи в храм ходить, и среди них много якутов. Раньше, когда только владыка Герман приехал, этого не было.

IMG_1552_s_pr.jpg

И все-таки, что самое главное было в Вашем приходе к вере?

- Самое главное - состояние души. Трудно словами объяснить, как постепенно меняется человек, ведь особых внешних событий у меня не было - только влияние и пример наших владык, Германа и Зосимы. Их деятельность способствовала духовному сближению между людьми.  Кроме того, долго я в свое время беседовал с владыкой Верейским Евгением, его портрет написал.

IMG_1596_s_pr.jpg

Все это влияло на меня постепенно, обретение веры - сложный процесс. Еще один пример для меня был - это мой друг, с которым я встречался почти каждый раз, когда приезжал в Москву. Он известный художник, академик, а стал священником, правда, в Католической церкви. Он много читал и делился со мной.

IMG_1616_s_pr.jpg

Вы рассказывали про свою бабушку, которая была верующей. Скажите, а ходили ли вы тогда в храм? Или в Якутии они были закрыты?

- Нет, не ходили, церквей не было. Я вообще первый раз храм увидел, когда в четырнадцать лет в Якутск приехал. Про этот храм святого Николая бабушка часто вспоминала, потому что бывала там в молодости. Но в ту пору, когда приехал в город, в здании находился партийный архив, никаких богослужений не было.

IMG_1622_s_pr.jpg

Для меня Православие никогда не было чужой религией - я все время бабушку вспоминаю и то, как она нас научила молиться.

IMG_1599_s_pr.jpg

Ваш приход к вере как-то повлиял на профессию художника?

- К тому времени я был уже слишком созревший художник, чтобы это отразилось на профессии. Однако мне открылась очень интересная тема древних русских городов, я очень много их стал посещать, писать церковную архитектуру. 

IMG_1591_s_pr.jpg

В последние годы я живу зимой в Сергиевом Посаде, из этого города у меня целая серия работ. Так что в моем творчестве храмы занимают заметное место, я восхищаюсь ими. Особенно эти белые храмы удивительны зимой, на снегу. Передать красоту - вот художественная задача…

Беседовала Юлия Маковейчук


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.