--
Ездить с детьми по стране – это здорово!
Ездить с детьми по стране – это здорово!

Ездить с детьми по стране – это здорово!

28.10.2013

«В Советском Союзе существовали экскурсионные программы, которые были интересны и востребованы, − говорят в Министерстве образования, − Сейчас мы не можем показать школьникам Камчатку или Балтику. Как объяснить детям, какая у нас красивая и большая страна, совсем её не показывая?»

Экскурсионные поездки детскими группами – оправданное решение. Школу нередко критикуют за нежизненность, заформализованность. Обучение детей втиснуто в жёсткие классно-урочные рамки, остро не хватает дополнительных мероприятий, живого общения, совместных дел за пределами школы. Конечно, в педагогическом плане туристический поход предпочтительней. Дети находятся на природе, укрепляют свою физическую форму, проявляют характер, качества взаимопомощи, обретают полезные навыки: разжечь костёр, поставить палатку, пользоваться инструментом и снаряжением.

Но для организаторов это всегда хлопотно, сложно, а в определённой степени и опасно. Не приведи Бог случиться с кем-нибудь несчастью! Поэтому позволить себе заниматься полноценным туризмом с детьми могут педагоги с высокой инструкторской квалификацией. А вот посетить с экскурсией интересные места, несколько дней провести в переездах, в компании учеников и учителей – это удобней и проще. Скорости перемещений, развития сферы услуг, гостиниц и прочего в современных условиях достаточно, чтобы такая поездка была по силам даже для младшеклассников в сопровождении трёх-четырёх взрослых.

 Ездить с детьми по стране – это здорово! Многие предпочитают заграничный отдых, и детей также стремятся везти за границу. Но по моим наблюдениям, если не считать поездок на море или каких-нибудь специальных видов отдыха вроде горных лыж, языковых тренингов и т. п., в педагогическом отношении заграничные поездки непродуктивны. Ребёнок не располагает опытом, чтобы вникнуть в окружающую жизнь. То, что происходит вокруг, для него – просто калейдоскоп картинок. Поездки же по родной стране могут быть по-своему разнообразны и увлекательны. Преимущество в том, что ментально и культурно мы остаёмся на близкой нам почве. Среди моих знакомых немало тех, которые отправляются с детьми в поездки по стране, иногда выбирая сложные, продолжительные маршруты, и остаются довольны. Океан, горы, леса, реки, исторические памятники, различный национальный уклад, духовные центры и места церковного паломничества – всё это можно показать детям в поездках по России.

К сожалению, если рассуждать об инициативе российского Министерства образования, придется признать, что уровень организации школьных поездок едва ли будет высок. Школа не настроена на яркую педагогическую работу − она обеспечивает массовость и течение процессов на некоем поверхностном уровне. Чтобы стало возможным говорить о воспитательном ренессансе, недостаточно отдельных нововведений. Нужны более глубокие изменения.

Там, где классный коллектив разношёрстен, не объединён интересами и увлечениями, где большая часть детей откровенно не желает учиться, лишена эрудиции и культурной базы, экскурсионная поездка в другой город или другой регион тоже ничего не даст и ничему не научит. Она будет походить на всё ту же беспорядочную «тусовку», возобновляющуюся каждый день в школьных коридорах.

Все мы время от времени посещаем театры, музеи, комплексы исторических памятников и с прискорбием можем видеть толпы молодых варваров, куда-то бегущих, дерущихся, уткнувшихся в экраны своих телефонов, безучастных к тому, что говорит экскурсовод или что происходит на сцене. Бывает, что в вагоне поезда встречаешь школьников, организованно едущих в Петербург, Москву или возвращающихся домой обратно. Одна такая группа довольных, холёных мальчиков и девочек из екатеринбургской английской спецшколы, помимо нескольких дней пребывания в Питере, успела на пароме обплыть половину Скандинавии. Однако на мой вопрос, успели ли они попрактиковаться в английском, ребята пожимали плечами, да и вообще с трудом воспроизводили названия мест и другие подробности. Наиболее сильными впечатлениями от поездки была дискотека и этажи-переходы громадного судна, в которых заблудился кто-то из группы. «Да, занятно, − помню, думал я, − в школьных отчётах появится жирная галочка, а родители, выложившие немалую сумму за круиз, по-видимому, будут свято убеждены, что проявили любовь и заботу, что дают своим чадам самое лучшее образование».

Конечно, среди школ встречаются и положительные примеры, но в целом требование массовости, поточного метода сводит благие устремления на нет. Педагогике неизвестен способ организации воспитания и обучения в разнородных коллективах. Откровенно говоря, это педагогический нонсенс – работа с детскими коллективами, собранными по принципу «каждой твари по паре». Существуют мальчуковые и девочковые интересы, которые в значительной степени разнятся и отделены друг от друга. Существуют определённые цензы и фильтры в соответствии со способностями. Например, в дополнительном образовании от числа ребят, которые записались и начали посещать футбольную секцию, спустя год остаётся менее половины, а через пять лет – всего десять процентов тех, кто оказался способен и решил заниматься футболом всерьёз. Та же самая статистика наблюдается в художественных студиях и кружках технического творчества: никто не тянет за собой на буксире армию нытиков и неучей, и таким образом через отбор лучшие получают возможность достичь результатов. В обстановке же общеобразовательных школ равняться зачастую приходится на «галёрку», то есть на худших, ибо образование у нас обязательное, и от неучей некуда деться.

Целесообразно было бы организовывать экскурсионные программы на базе учреждений дополнительного образования или негосударственных образовательных инициатив, выделив необходимые средства, например, тем же музыкальным школам, клубам подростков или воскресным церковным школам. Если бы учащиеся музыкальной школы из какого-нибудь районного или областного центра смогли посетить музыкальный фестиваль в столице, побывать в учебных заведениях других городов, пообщаться со сверстниками и педагогами, устроить совместное исполнение, то это, наряду с обычной программой посещения достопримечательностей, имело бы самый сильный, окрыляющий эффект. Также и воскресная школа или, скажем, детская секция верховой езды могли бы составить свою тематическую программу визитов. Что же касается «галёрки», отстающих, то нужно не стесняться выделить этот контингент и развивать его по-своему в рамках подходов коррекционной педагогики.

Однако специфика бюрократической ситуации в том, что чиновники Министерства образования не мыслят нюансами, их интересует «образовательная макроэкономика» − оперирование большими массами учащихся. И министерские инициативы, соответственно, уходят в систему общеобразовательных школ, к крупнейшему оператору. В то же самое время дополнительное образование, где собралось, кстати, немало живых, творческих сил и работают хорошие педагоги, стоит в тени, а на негосударственные учреждения вообще смотрят с подозрением. Так что «воспитание патриотизма через поездки по стране» в оригинале, скорее всего, будет выглядеть подобно сцене Шенграбенского сражения у Л.Н. Толстого: «ди эрстэ колоннэ марширт, ди цвайтэ колоннэ марширт». Какие-то гостиницы, заведения питания, экскурсионные бюро, безусловно, получат заказы. Имеет ли это отношение к воспитанию и сильно ли в результате повысится патриотизм в детях, каждый может судить сам.

Андрей Рогозянский
Фото сайта Михаило-Архангельского храма в Пущино


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.