Новый год – очень христианский праздник

Новый год – очень христианский праздник

31.12.2013 Светский праздник Новый год в Рождественский пост – совсем не новая тема для православных христиан, но волнует она людей, пришедших к вере, каждый год ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Вопросы верующие задают примерно одни и те же: Согрешает ли верующий, отмечая праздник Новый год? Как не нарушить Рождественский пост? Как встретить Новый год «по-христиански»? Отпускать ли детей на новогодние утренники? Почему у католиков Рождество раньше Нового года? Можно ли смотреть праздничные передачи? Ответить на них и рассказать о своем видении праздника мы попросили клирика московского храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священника Димитрия Агеева.

Отец Димитрий, из года в год православные верующие задаются одним и тем же вопросом – как отметить Новый год, не нарушая Рождественский пост?

– Мне кажется, что праздник и пост – вещи не совсем взаимосвязанные. Ведь никому не приходит в голову, как отметить праздник Благовещения или Вход Господний в Иерусалим, если эти праздники выпадают на Великий пост. Или праздник Сретения Господня, если он выпадает на Первую Седмицу Великого поста. Если постная трапеза – единственный вопрос, который волнует верующих перед Новым годом, то здесь все просто – можно сделать вкусный стол, который будет абсолютно постным. Соблюсти все нормы постной трапезы мы можем и в Новый год, и в любой другой праздник. Если человек постится не впервые, то он уже знает, где можно купить постные продукты, где найти рецепт постного «Оливье», как приготовить постный торт – на разных православных сайтах есть множество статей на эту тему.

Многие верующие ограничивают себя в пост не только в пище, но и в развлечениях. В новогодние праздники наше телевидение выпускает множество развлекательных шоу и передач, которые, как мне кажется, совсем не постное зрелище…

– Большинство передач нашего телевидения – это зрелище не только не постное, но и не христианское, на мой взгляд. Поэтому я не думаю, что в новогодние праздники в программах идут какие-то особенно аморальные шоу, разгул, не совместимый с нормами христианской нравственности, а в остальные дни – высокоинтеллектуальные, высоконравственные передачи. В этом смысле «Голубой огонек» не хуже и не лучше передач «Пусть говорят» – «Пусть не говорят», «Пусть придут» – «Пусть не придут» – «Пусть уйдут», «Давай поженимся» – «Давай разведемся» и так далее. Уровень этих передач чрезвычайно низок, но ведь все их смотрят в любые дни. Если есть потребность, то можно посмотреть прекрасные новогодние передачи по телеканалу «Культура» с классической музыкой и непошлым контентом, ведь по этому каналу тоже идет новогодняя ночь non stop. Каждый, думаю, сможет найти себе программу по вкусу, к счастью, у нас сейчас не один телеканал – выбор есть.

Что касается самого праздника Нового года – мое твердое убеждение – кто хочет праздновать, пускай празднует. В принципе, есть две категории людей: которые отмечают праздники, и которые их не отмечают. Любые. Новый год, дни рождения… А среди тех, которые не отмечают, есть те, кто радуется тому, как это делают другие. А есть те, кто и сам не отмечает и осуждает других. Я думаю, основной поток вопросов идет от этой категории ревнителей.

Если вопрос стоит более широко – можно ли христианину праздновать Новый год как таковой, опять же, мое мнение – можно. Потому что вопрос времени в христианстве если не главный, то очень важный, а Новый год – это праздник времени. Церковь Христова существует на земле, обращена к небу, а живет в вечности. И Новый год – это некий рубеж, некая очередная ступень, через которую человек перешагивает в вечность. Очень важно делать этот шаг осознанно, отдавать себе отчет за все прошлые ступени, ставить какие-то цели для будущих шагов.

Жизнь – это не колесо сансары, которое возвращается на круги своя, жизнь – она очень короткая, и каждый новый год должен показывать, что нельзя жить так, будто сегодня пишешь черновик, а завтра перепишешь его набело. Новый год показывает, что многие вещи в жизни изменить уже нельзя. Можно похудеть, если ты не сделал этого в прошлом году, но нельзя вернуть тех людей, которых ты потерял, не всегда можно исправить те обиды, которые ты нанес. Вообще, я считаю, что Новый год – это очень христианский праздник. Мы говорим друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». И это новое счастье, новая радость, само понятие «новое» – очень христианское пожелание, потому любой христианин ожидает, когда будет «новое небо и новая земля».

Если вернуться к вопросу о времени – православный календарь, как известно, не совпадает с григорианским. Мы отмечаем Рождество Христово уже после Нового года, который исчисляется от Рождества. На Ваш взгляд, стоило бы Православной Церкви перейти на новый стиль, чтобы Рождество отмечать 25 декабря?

– Подобные вопросы находятся не в моей компетенции и адресовать их нужно не мне, а священноначалию Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этот вопрос не рассматривается. На мой взгляд, это абсолютно надуманная проблема. Вопрос церковного календаря – не догматический, это просто сложившаяся традиция. Да, есть светский календарь, а есть церковный, который отстает, который несовершенен в силу разных причин и обстоятельств, но он остается таким, каков он есть, и нет никакой необходимости его менять. На данный момент в Церкви нет единодушия по этому вопросу, нет подготовленной почвы, а любые изменения в Церкви не могут и не должны вести к какому-то расколу, Церковь наоборот должна объединять людей.

Честно говоря, я не вижу никакой проблемы в том, что Рождество Христово мы встречаем после Нового года. Новый год для меня в этом смысле – выход на некую прямую, которая ведет к Рождеству, это ожидание Рождества.

Человеку проще всего, конечно, соблюдать пост именно в еде. Другие аспекты поста либо далеки, либо непонятны, либо трудны, а едим мы каждый день, нам легко определить, какие продукты постные, что можно есть сегодня, что нельзя. Собор 1917 года ставил вопрос о сокращении некоторых постов. Что думаете по поводу этого предложения?

– Я не большой специалист в решениях Собора 1917-1918 года. Насколько я знаю, там ставился вопрос об упорядочении постов. Многие предложения Собора не нашли поддержки среди соборян, поэтому были сняты с повестки дня. Мое убеждение – да, у нас действительно некий перебор с постами для мирян, потому что сегодня количество постов в жизни православного христианина, мирянина, зашкаливает. Как священник, который часто исповедует, я считаю, что понести все посты обычному человеку, в общем-то, невозможно. Это традиции, которые вошли в жизнь мирянина из монашеского устава, и, конечно, должна быть дифференциация. Иначе мы изначально толкаем человека на грех. Исполнить все невозможно, и человек постоянно живет с мыслью, что он совершает грех. В итоге, либо человек впадает в отчаяние из-за кажущейся невозможности спасения, либо он начинает воспринимать грех, как некую норму, которая является обычным жизненным поведением.

Ведь если рассматривать пост не только с точки зрения трапезы, но и, например, с точки зрения семейных отношений, то что тогда получается?.. Что мы скажем молодому человеку, которому двадцать пять лет? Что нужно соблюдать все посты в плане воздержания не только от еды, но и от семейной жизни? Пятьдесят дней – Великий пост, Светлая седмица, сорок дней – Рождественский пост, Успенский пост, Петропавловский пост, среда и пятница – на неделе, двунадесятые праздники, храмовые праздники, добавьте сюда те дни, когда женщина в силу физиологических причин не может общаться с мужчиной, и получится, что мы предлагаем молодым людям довольствоваться семейным общением тридцать дней в году. Это даже не смешно. Получается, что Церковь изначально ставит такие рамки, которые невозможно исполнить. Люди неизбежно будут преступать эти рамки и жить с ощущением вины.

Есть такая тенденция, она давняя, постная трапеза – как некий атрибут гламурной жизни. Очень много ресторанов, в том числе очень дорогих, предлагают своим посетителям обширное постное меню, и их посетители с удовольствием постятся постом приятным. При этом другой человек, который не может позволить себе зайти в ресторан, корит себя за съеденный кусок колбасы. Правильно ли это?

– Каждый решает для себя сам. Я не берусь судить людей, которые заказывают себе пищу в очень дорогих ресторанах. В нашей жизни существует огромная пропасть между людьми богатыми и людьми бедными. Это было всегда, это будет всегда, это нормально. Есть постное меню в дешевой столовой возле метро, и есть постное меню в ресторане «Пушкинъ». Разница в стоимости блюд, я думаю, составляет несколько десятков раз. Посетители есть и там и здесь. Просто их выбор зависит от уровня жизни, и я не считаю, что человек, заказывающий постные блюда в дорогом ресторане, поступает плохо.

Ведь не богатство само по себе осуждается, и не бедность возвеличивается, ни то ни другое не осуждает и не спасает человека. Главное – это отношение человека к человеку, и как ты распоряжаешься тем, что в жизни имеешь. Ведь человек может быть очень бедным и при этом злым и жестоким, а может быть очень богатым, состоятельным, и при этом добрым, отзывчивым, сердечным.

Смысл любого поста – это, прежде всего, внутреннее изменение человека. И когда ко мне люди приходят с вопросом, как поститься, я отвечаю, что надо начать с простого – отказаться от того, что ты больше всего любишь. Я, например, абсолютно равнодушен к мясу, поэтому для меня воздержание от скоромной пищи не является подвигом. Но я очень люблю кофе и сладкое, поэтому стараюсь воздерживаться во время поста от кофе и сладостей. Хотя формально это постные продукты. Откажи себе в том, к чему тяготеешь – не ешь сладкого, не пей кофе, откажись от просмотра телевизора, не сиди в социальных сетях, ограничь курение. На мой взгляд, это первый шаг, который поможет человеку внутренне собраться и понять смысл поста.



Как поститься детям? Многие православные родители не разрешают детям не только вкушать скоромное, но и посещать детские утренники и праздники в садах и школах.

– Боюсь, что мое мнение для родителей, не пускающих своих детей на елки, не будет авторитетно. Я вообще считаю, что многие православные родители калечат своих детей. Да и не православные тоже. Ведь это не вопрос поста, а вопрос воспитания своих детей, и он зависит от того, какие в семье установки и традиции. Если такие правила в семье, то естественно, что родители передают данную модель поведения своим детям. Я как отец никогда не стал бы ограничивать ребенка в праздновании Нового года. Повторюсь, я считаю Новый год совершенно христианским праздником.

Пожалуй, Новый год – единственный из всех светских праздников, который не создан искусственно, который органично входит в нашу жизнь. Он не навязан, не притянут за уши, как большинство наших праздников, призывающих, как правило, либо заменить что-то, либо оправдать что-то, либо поддержать что-то. Многие праздники остаются протокольными и официальными, не находя отклика в сердцах людей. А Новый год – это праздник, в который не вкладываются понятия, способные разделить людей – это новый год, новая жизнь, новое счастье.

Что с алкоголем? Встречать ли Новый год с шампанским или без него?

– Конечно, с шампанским!

Последний вопрос – что у Вас будет на Новогоднем столе? Какие блюда?

– Очень трудный вопрос. Наверное, его нужно адресовать моей жене, поскольку у нас дома именно она занимается приготовлением пищи. Я с того момента, когда женился, больше ничего не готовил. Я женился достаточно поздно – в тридцать лет, до этого лет пятнадцать жил один и готовил себе сам. Но после женитьбы больше не приготовил ни одного блюда. Моя жена прекрасно готовит, любит готовить, украшает праздничный стол.

Отмечаем ли мы Новый год? Да, мы отмечаем его в кругу семьи – с женой, с нашим сыном, с родителями жены, с моими родителями. Это наш семейный праздник. Обязательно наряжаем елку, поздравляем друзей, принимаем поздравления от них. Этот праздник тем и замечателен, что можно поздравить всех.

Я считаю, что вообще нужно использовать любую возможность, чтобы сказать человеку приятное, поздравить его, пожелать добра. Мы стали такими черствыми, нам всегда нужен повод, чтобы сказать что-то хорошее человеку, что-то подарить, похвалить. У нас не принято показывать чувства, хвалить ближнего, делать комплименты. Новый год – это прекрасная возможность сказать человеку все то доброе, что, может быть, неловко было высказать без повода. Это еще одна возможность растопить лед, простить обиды, попросить прощения, сделать подарок, обнять, поцеловать – ведь это так замечательно, это так уместно сделать именно в этот праздник! Я искренне поздравляю всех читателей портала «Приходы», всех православных христиан с Новым годом и Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!

Беседовала Анна Фирстова

Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.