Что значит "внешняя миссия"?

17.07.2013 Что значит "внешняя миссия"?

16 июля 2013 года, Священный Синод принял документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (журнал №80). Итак, каковы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, миссионерской ответственности священнослужителей и мирян, формы и методы современной миссионерской деятельности? Почему произошло разделение миссии на «внутреннюю» и «внешнюю»?

Известно, что первыми христианскими миссионерами были апостолы или посланники, исполнявшие данную им Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом заповедь: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). И сам термин «миссия» переводится как задача, поручение от латинского глагола mittere, а также означает посылать, отправлять.

Миссия присуща самой природе Церкви, в Символе веры она именуется Апостольской, что говорит о  ее призвании всегда проповедовать христианскую истину, поэтому сама христианская Церковь – это Церковь миссионерская. В ходе многолетней истории менялись формы и методы миссионерской работы. Появились, например,  понятия внешней  и внутренней миссии.

Так, внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в тáинственной жизни Церкви, и служит духовному возрастанию ее членов. Неотъемлемой частью этой миссии является катехизация и религиозное образование.

Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви. Это приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений – как религиозных, так и нерелигиозных (светских). Результатом ее является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин.  Следуя словам Спасителя, Церковь с самого начала своего существования проповедовала Евангелие всем «дальним и ближним» (Еф. 2:17), и эта проповедь исторически привела к возникновению всех существующих Поместных Церквей. Благодаря миссионерской деятельности Русской Церкви Православие утвердилось среди многих племен и народов, проживающих на ее канонической территории. До 1917 года наша Церковь осуществляла свою внешнюю миссию среди нехристианских народов Российской Империи на территории Сибири и Дальнего Востока, а также за пределами Российской Империи. В частности, в Японии, Китае, Корее, Северной Америке.

До революционных событий 1917 года внешняя миссия проводилась Русской Церковью масштабно и организованно, но во время атеистических гонений ХХ века эта деятельность в прежних формах стала невозможной. Она сохранила свою частичную организацию только в церковном Зарубежье, а в Советском Союзе сводилась к индивидуальному свидетельству со стороны священнослужителей и мирян, нередко сопровождавшемуся исповедничеством и даже мученичеством. Масштабная миссия Церкви стала возможной только после обретения ею свободы.

По мере преодоления последствий эпохи гонений, Русская Православная Церковь получает все больше возможностей для расширения внешней миссионерской деятельности. Активизация внешней миссии может проходить по нескольким направлениям, сказано в новом документе о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. В теоретической сфере это – анализ дореволюционного опыта проповеди нехристианам и его переосмысление в приложении к реалиям настоящего дня, изучение миссионерского опыта других Поместных Православных Церквей, а также деятельности инославных миссионеров;

подготовка практических пособий по миссии среди нехристиан; широкое привлечение к делу внешней миссии священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви и соответствующая их подготовка. В сфере практической проповеди среди нехристиан это – перевод православной литературы, а также аудио- и видеоматериалов на языки народов с нехристианскими верованиями, населяющих страны канонической ответственности Русской Православной Церкви;  совершение богослужения на национальных языках, подготовка клира и миссионеров из местного населения.

В сфере миссионерской активности приходов Русской Православной Церкви, находящихся в традиционно православных странах это – создание на приходах условий открытости для инославных и нехристиан, интересующихся Православием; обеспечение тех храмов и монастырей, которые регулярно посещают туристы-нехристиане, информационными материалами о Православии на их родном языке, а также информацией о том, где можно узнать больше о духовном наследии Православной Церкви. В сфере миссионерской активности приходов Русской Православной Церкви, находящихся в дальнем зарубежье это – использование местных языков при богослужении; перевод и издание на местных языках  православной литературы; проведение регулярных бесед на местных языках, посвященных Православию и пониманию Священного Писания в святоотеческой традиции; расширение социального и образовательного служения приходов (детские кружки, группы социальной поддержки, образовательные курсы для взрослых и т. д.), ориентированного на местных жителей; активное использование местных средств массовой информации для знакомства населения страны с Православием и деятельностью прихода (лекции перед внешней аудиторией, православные фотовыставки, презентации новых изданий, проведение экскурсий по храму и др.); подбор, обучение и последующая интеграция в жизнь прихода кандидатов в священство и миссионеров-катехизаторов из представителей коренного населения.

И сегодня миссия как прямая проповедь остается основным призванием Церкви. Однако помимо прямой миссии особое значение приобрело то, что условно можно назвать «миссией присутствия», то есть свидетельство о Евангелии не прямо, а опосредованно. Допустим, через выражение православной позиции в разных областях общественной и культурной жизни стран, в которых живут представители нашей Церкви. 

Существуют такие формы миссии присутствия:

  • Информационная  распространение знаний об истории христианства, о Православной Церкви, о культурах православных народов, донесение позиций Церкви по широкому кругу вопросов с помощью средств массовой информации до общества, в том числе через участие представителей Церкви в общественной дискуссии.
  • Культурная – участие официальных представителей Церкви, а также отдельных священнослужителей и мирян в культурной деятельности с целью осуществления православного свидетельства.
  • Социальная – свидетельство о Христе через доброделание, социальное служение, дела милосердия, помощь бедным и обездоленным, согласно евангельскому призыву: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
  • Личная – свидетельство православных христиан словом и делом о своей вере, своем духовном опыте и христианских ценностях.

Русская Православная Церковь  всегда подчеркивала, что контакты с представителями других конфессий, включая двусторонние диалоги, участие в межхристианских конференциях и работа в межхристианских организациях, очень важны.

«Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (3,1), –  говорится в «Основных принципах взаимоотношений с инославием», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

Также и в решениях Всеправославной встречи в Салониках (1998) решительно подчеркивается, что мы не имеем права отказываться от миссии, возложенной на нас Господом нашим Иисусом Христом, — миссии свидетельства Истины перед неправославным миром.

Признание принципа свободы религиозного выбора предполагает, что в отношении представителей других религий основной формой свидетельства должен быть диалог. Позиция Русской Православной Церкви – это позиция уважения и любви. Именно с таким подходом она участвует в межрелигиозном диалоге в разных формах и на разных уровнях, обозначая и отстаивая свои позиции по общественно значимым вопросам. Таким как нравственные нормы и ценности, мирное сосуществование, справедливость, уважение человеческого достоинства, защита окружающей среды, биоэтика, права человека.

Приходы Русской Православной Церкви вне ее канонических пределов изначально создавались с целью попечения об оказавшихся вдали от Родины соотечественниках, но многие из них стали духовным домом и для тех представителей коренных народов, которые обратились в Православие. Строго придерживаясь норм канонического права, она не ведет своей собственной миссии на канонических территориях других Поместных Православных Церквей, согласно правилу: «епископам всякого народа подобает… творить… каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих» (Ап. 34). Лишь по приглашению соответствующей Поместной Церкви она может участвовать в ее миссионерской деятельности.

В странах, где христианство является частью национальной культуры и сформировало идентичность народа, приходы Русской Православной Церкви не используют в деле свидетельства о Православии среди местных жителей такие методы, которые в современном контексте связываются с понятием прозелитизма, который, в отличие от миссии, имеет негативный смысл, поскольку под ним понимаются целенаправленные усилия по обращению других христиан в свое исповедание с применением предосудительных методов. Подобные же требования наша Церковь предъявляет и к инославным религиозным организациям на канонической территории Московского Патриархата. В то же время Церковь открыта для всех, кто ищет возможности воспринять в полноте Истину православной веры, а потому в тех государствах, где действует принцип свободы совести, переход в Православие отдельных людей, ранее придерживавшихся иных, религиозных или нерелигиозных, убеждений является результатом их свободного личного выбора.

В странах, где христианство является религией меньшинства, проповедь Православия ведется, в том числе, через вовлечение православных христиан в дела милосердия и благотворительности, ведь язык добрых дел понятен для людей всех национальностей, религий и культур.

Как следует из Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, воцерковлению местных жителей также способствуют проповедь Евангелия и совершение богослужения на национальных языках; подготовка клира и миссионеров из местного населения; использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях; освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви; формирование условий для активного участия новообращенных из местного населения в жизни прихода для их воцерковления.

Анна Панина

оригинальная подпись к фотографии: "RUSSIAN PRIEST IN DEERSKIN. Country: RUSSIA. Locale: GISHIGA, SIBERIA. Photographer: N. G. BUXTON, 1901"

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓