--

Обычаи села Частоостровское

27.07.2021

5652343455.jpg

Давно это было, когда Россия прирастала Сибирью. Шли на восход солнца стрельцы с воеводами и казаки с атаманами, оставляя после себя остроги и острожцы, чтобы охранять занятую землю. Так появилось село Частоострожское, ныне относящееся к Красноярскому краю. А какие там места красивые! Енисей, горы, тайга с полянами, оранжевыми от жарков, зарослями Марьиных кореньев. Местное население где-то радушно принимало пришельцев, а где-то и стрелами встречали. Потом Енисей изменил русло, на старом месте появились протоки, острова, островки. И стало это старинное казачье село называться Частоостровское. Чем живет, что празднует и о чем вспоминает это старинное сибирское село?

 

 

Праздники

В XVII–XVIII вв. построили здесь деревянную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. А в начале XIX столетия на её месте поставили белокаменную красавицу с овальным основанием. Таких храмов на Руси немного было, сохранилось ещё меньше. Эта – единственная в Восточной Сибири. Во время гонений она была подверглась разрушениям, в алтаре пасли коров.

IMG_20210510_102608.jpg

В 2009 году при помощи благотворителя храм восстановили, заново освятили. Правда, действует один придел, во втором и алтаря ещё нет. И за то слава Богу!

IMG_20210510_093938.jpgРаньше церковь была культурным центром села. Настоятель, иерей Андрей Кручинкин, старается следовать старинным обычаям и вводит новые. Нам довелось побывать в Частоостровском на престольный праздник. Троицу особенно торжественно празднуют по всей России, и Сибирь не исключение. Лестница украшена берёзками, в углу церкви – тоже берёзка, за иконами – зелёные ветки, пол устлан свежей травой. На память мы потом взяли с собой веточки и пучки зеленой травы.

После крестного хода вокруг храма батюшка пригласил из сельского дома культуры хор «Раздолье» (кстати, раньше он и матушка Ольга тоже пели в этом хоре). Что можно сказать о сибирских народных костюмах? В Сибирь отовсюду народ понаехал. Кто сам: за землей, за хорошей жизнью, за свободой; кого по этапу пригнали или отправили в ссылку. И одежда, и говор, и обычаи тех, кто приехал сюда, смешались уже: в народных костюмах есть элементы прибалтийские, немецкие, разных областей России. Сапожки на каблуке – любая модница сейчас обула бы. Юбки – клетчатые, из лоскутков, в цветочек, в горошек. Бусы и другие украшения передаются из поколения в поколение. Головы повязаны платком замысловатым образом. Привезли с собой берёзку, поставили среди лужайки. Это я помню ещё из детства. Мы украшали деревца ленточками, тетя заводила хоровод «Александровска береза, она листьями шумела…». Здесь тоже был хоровод «Во поле берёзонька стояла...» и много других песен, хороводов, плясок.

И был оркестр, да какой! Дудки, деревянные ложки, трещотка, рубель; солировал пастуший рожок.

А потом нас угощали чаем. Угощение в Сибири особенное, уникальное: шанежки со сметаной, пироги с черемухой, пироги с черемшой, черемша в сметане, соленые гольцы. Это летний праздник.

А вот весенний, Пасха. Ну, крестный ход бывает во всех храмах. Только здесь он – с куличом, на котором горят лампадки. Идут крестным ходом от храма к дому культуры на центральной площади. На Пасху разрешают всем подниматься на колокольню и целый день звонить во все колокола.

В селе Частоостровское устраивают конкурс звонарей. Откуда взяться звонарям в глубинке? А дети-то! Все лезут наверх, кто ловчее, кто быстрее, кто сильнее. Первый пролёт лестницы – с высокими каменными ступенями, как во всех старинных храмах, а дальше идут неудобные деревянные марши. Но никого это не останавливает. Ребятишки стараются очень. Жюри – отец Андрей или кто-то из прихожан – оценивают их старания и присуждают первое, второе, третье места. Но подарки получают все!

IMG_20210510_101355.jpg

На площади – выставка рисунков, ярмарка поделок, в которой участвуют и взрослые, концерт, соревнования. Кто быстрее добежит до во-о-он того дерева; кто удержится на жердочке, положенной на установленные пирамидкой камешки; традиционный бой подушек и т.п. А изделия на ярмарке – из дерева и бересты, ведь кругом тайга. Я уже не говорю о сундучках, туесах, ложках-плошках. У меня есть сани-кошевни для куклы с дугой, очень тонкой резьбой на спинке и краях; полозья заканчиваются стилизованными лошадиными головами. И ещё карусель-вертушка. На ней – три ангела: с нотами, трубой и ударными тарелочками. Вверх идет витой столбик, на нём лопасти, как у мельницы. Если внизу зажечь маленькие свечечки, лопасти будут крутиться. И много разных ещё произведений народного искусства. Конечно, играют с крашеными яичками.

IMG-20210621-WA0040.jpg

А вечером будет костёр. Необычный – с хороводами, с Пасхальными песнопениями и …куклами! Куклы Иуды одеты в тряпочки, вместо голов – камешки: это грехи, Иуда внутри тебя. Их бросают в костёр, чтобы сгорели, напоминая себе, что нужно избавиться от грехов. Кому приятно носить в себе Иуду?.. Взрослые, как дети, с азартом и воодушевлением стараются точно попасть в костёр – бросают-то издалека, близко подходить небезопасно. Напоследок — подарки и фейерверк.

 

Памятник

Территория у храма – большая зелёная лужайка. В Сибири был обычай: вокруг нового храма сажать сосновую или кедровую рощу. Я-то вижу, скорее, цветущий яблоневый сад. Представляете, как было бы красиво: белая церковь в белом саду. Здесь нет, к сожалению.

Зато есть необычный памятник: большой валун, который нашли за околицей; на нем – литой Георгиевский крест, а природа сама создала, если приглядеться, очертание Богородицы, склонившейся над Младенцем. Этот памятник поставлен в 2014 году в честь героев Первой мировой войны. Третий после Москвы и Санкт-Петербурга. Идею подал прихожанин, отец Андрей поддержал, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон благословил. Ставили с помощью представителей бизнеса, общественности, творческой интеллигенции, главы села. «Захотелось, чтоб материал был местный, живой. А памятник — необычный». Валун напоминает очертаниями карту Красноярского края, постамент под ним тоже из природного камня с оттенками, которые сочетаются по цвету: серый, коричневый. Крест и надпись отлиты из современного металла – алюминиевой бронзы. В основание заложили капсулу с посланием потомкам.

IMG_20210510_105118.jpg

И был грандиозный праздник. Строем шли казаки в полной форме, при оружии, со знаменем, курсанты военно-инженерного института, ребята из патриотических клубов. Отдавали героям честь. Гремел оружейный салют. В минуту молчания мерно ударял благовестник: «Бом, бом, пом-ним», а потом все (народу было много: дети, родители, гости, жители села) запели «Боже, царя храни», спели от начала и до конца. Духовой оркестр играл старинные мелодии, в том числе и первый вариант марша «Прощание славянки», который исполняли столетие назад, провожая эшелоны на войну. Возложили, конечно, цветы к подножию и выпустили белых голубей как символ мира. Летите, голуби...

Наступил черёд коллективов местного дома культуры – они пели и плясали, а с ними и все присутствующие.

Этот праздник до сих пор помнят на селе, тем более, что в Частоостровском есть несколько семей, чьи деды и прадеды были участниками двух войн – Первой мировой и Великой Отечественной. Горлановы, Толстихины, Турусовы… На местном кладбище похоронен воин Сяков, он отличился при защите крепости Осовец: когда немцы устроили газовую атаку и направились к крепости, думая, что защитников уже нет, их встретили штыки русских солдат, да так яростно, что враг побежал. Среди чудом выживших тогда был и Сяков.

Каждый год 1 августа у памятника собираются жители. Под заупокойный перебор колоколов идет крестный ход вокруг храма. Молебен, панихида, «Вечная память», проповедь батюшки, слова гостей, родных…

IMG-20210620-WA0120.jpg

Праздничным трезвоном начинается большой концерт. В прошлом году мастер-умелец Савенков, который занимается восстановлением исторических автомобилей, подарил приходу броневик времен Первой мировой войны. Он стоит рядом с памятником. 

IMG_20210510_105121.jpg

Мы смеёмся: этот храм себя в обиду не даст, тем более что в нём хранится казачье знамя, эскиз которого разработал отец Андрей.

Священник рассказывает: «С одной стороны икона Святой Троицы (так как церковь Троицкая); с другой – казачьи атрибуты: сабля, шашка, две пики со знамёнами, вверху частоостровский храм. Всё размещено в виде двухглавого орла. Храм – корона, знамёна — крылья». Ещё хранится его личная шашка, нагайки как казачьи атрибуты. Паломникам он всегда показывает приёмы владения оружием и даёт подержать его (я при таких манипуляциях с опаской забиваюсь в угол – не дай Бог, прилетит).

20210409_142121.jpg

Отец Андрей был полковым священником в Чечне, а сейчас является духовником казачьей станицы и обучает казачат. Фланкировка, рубка шашкой... Устраивает состязания. Но духовно они не готовы ещё идти, образно выражаясь, «за веру, царя и Отечество».

О традициях казачества в другом старинном сибирском селе Сухобузимское мы расскажем в еще одной статье в серии «Епархии: знакомые и неизвестные».

Наталия ЕРЫШЕВА

Фотографии Ксении БАГУЛИНОЙ,
 Елены ЩЕБЛЯКОВОЙ
и страницы Свято-Троицкого храма в сети «В контакте»

 

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.