--

Крест-мощевик для недостроенного храма. История одного экспоната

04.07.2022

img16.jpg

Множество удивительных открытий – и чисто интеллектуального, и эмоционального, а также духовного плана – ждет тех, кто загоранию на морском берегу или посещению экзотических мест предпочтет путешествие по своей стране – как по известным маршрутам, так и в места, которые обычно выходят за пределы поля зрения туриста и паломника. О таких местах портал «Приходы» расскажет в партнерстве с проектом «Паломничество со вкусом», знакомящим современных людей с традициями празднования в разных регионах церковных торжеств и с культурно-историческим восприятием народных промыслов. Но и в уже знаменитых среди туристов городах в окрестностях Золотого кольца России порой случаются удивительные открытия. Так, в Угличе был найден пожалованный «царицыну богомолью» крест-мощевик, почти на сто лет оказавшийся «под спудом» в музейных запасниках.

Исключительная трогательность маленьких провинциальных городков, таких как Углич, – в теснейшей связи времён, которая ощущается здесь почти на тактильном уровне. В этом кроется причина столь пристального внимания к городу со стороны туристов и многочисленных гостей. С каждым годом число желающих посетить Углич неумолимо растёт. Угличский кремль, Палата княжеского дворцового комплекса XV века, церковь святого царевича Димитрия «на крови», Успенская «Дивная» церковь – все они стали визитными карточками Углича.

Царицыно богомолье

Однако есть в городе памятник, богатейшее историческое прошлое которого притягивает взоры исследователей – это Богоявленский женский монастырь. В XIX веке о нём писали священник Константин Ярославский, В.И. Серебренников, Н.Ф. Лавров, Л.Ф. Соловьёв, А.Н. Ушаков. И это не случайно: с момента основания обитель стали воспринимать не иначе как «царицыно богомолье». Представители царствующей династии Романовых посещали монастырь, делали богатые вклады.

Более того, по одной из версий, основательницей монастыря является инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова) – мать Михаила Феодоровича Романова, первого представителя царствовавшей династии Романовых. Так, в 1614 году ею был сделан вклад – Евангелие, на листах которого стояла следующая вкладная запись-скрепа: «Лета 1614 года марта 11 дня. Сие Святое Евангелие напрестольное пожаловано Государыней инокиней Марфой Ивановной в Углич во свое Государынино Богомолье в Богоявленский девичий монастырь».

31 марта 1628 года инокиня Марфа вновь преподносит обители ценный подарок – Евангелие «на Углеч в свое Государынино Богомолье в Богоявленский девичий монастырь, что в Кремле городе».

В июне 1881 года император Александр III через епископа Ярославского и Ростовского Ионафана преподнёс «единственному на угличской земле „царскому“ монастырю» золотой, усыпанный самоцветами крест «из кабинета Его Императорского Величества».

К сожалению, не все эти знаковые для Углича вклады сохранились – след части из них был утерян с приходом в Углич советской власти, однако многое удалось спасти. Благодаря первому директору музея Александру Константиновичу Гусеву, который ценою своей репутации и свободы спас значительную часть произведений угличских серебряников и иконописцев от поругания и тлена, городской музей обладает одним из интереснейших собраний. Сегодня Угличский музей демонстрирует спасённые шедевры в постоянных экспозициях и на временных выставках, возвращая из забытья имена, даты, события, так или иначе связанные с историей города и страны.

Распятие, вложенное на Преображение
в Богоявленский монастырь

В апреле 2012 года при работе с фондовым материалом для очередной выставки легендарное прошлое Богоявленского монастыря вновь напомнило о себе: взору сотрудников музея предстал серебряный напрестольный шестиконечный крест. Концы креста лепестковой формы. В центре – Распятие. По плечам – ростовые фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.

img38.jpg

На верхней части креста, над Распятием, изображена сцена Воскресения, которая представлена согласно восточнохристианскому канону как Сошествие во ад: в центре композиции – остовая фигура Христа, а слева и справа от Него – поколенное изображение Адама и Евы, встающих из гробниц.

На нижней косой перекладине – условное изображение горы Голгофы. На рукояти мастер-гравeр детально воспроизводит символы Страстей Христовых: столб с бичами, трость, копие, гвозди, молоток и другие символы.

На оборотной стороне в медальонах различной формы выгравированы имена двадцати двух святых, чьи мощи некогда находились внутри креста. Среди них – Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст, евангелист Лука, целитель Пантелеимон... Испокон веков этих святых трепетно почитали верующие люди.

Но особое внимание сотрудников музея привлекла гравированная на рукояти креста надпись: «Лета 7205 году (1697) месяца августа в 6 день построен сей крест по обещанию Великой Государыни царицы и Великой княгини Параскевы Фёдоровны на Углеч в Богоявленской монастырь по челобитию того же монастыря игуменьи Екатерины Ивановны».

За упокой или для ободрения?

Прасковья Фёдоровна Салтыкова (1664–1723) – супруга Великого Государя Ивана V Алексеевича, который вместе со своим сводным братом Петром I был венчан на царство 25 июня 1682 года в результате стрелецкого бунта. Формально царский титул сохранялся за царём Иваном вплоть до самой смерти в январе 1696 года.

Можно предположить, что Прасковья Фёдоровна делает этот вклад, чтобы в монастыре особо молились об упокоении души её мужа Великого Государя Ивана Алексеевича, умершего за год до этого. Но гораздо убедительнее, на наш взгляд, выглядит иная версия.

img45.jpg

Первое упоминание о кресте, встречающееся в книге Ушакова «Угличский Богоявленский женский монастырь», напрямую связано с именем настоятельницы, игумении Екатерины (Е.И. Волынцевой), ведь крест был пожалован монастырю именно по её прошению. Невольно задаёшься вопросом: что послужило поводом столь необычного обращения к Государыне царице?

Дело в том, что в 1689 году было начато строительство первой каменной соборной Богоявленской (ныне Смоленской) церкви. По этому поводу был составлен акт и произведена «рядная запись на постройку каменной церкви в Угличском Богоявленском женском монастыре». Работы велись долгих одиннадцать лет – с 1689 по 1700 год. За три года до завершения, в самый разгар строительных работ, крест был подарен монастырю с целью передачи его в строящийся собор.

Подобного рода вклады, сделанные незадолго до завершения строительства, укрепляли веру горожан в необходимости довести до конца столь богоугодное начинание.

Под спудом 95 лет

В июле 1922 года крест поступил на хранение в фонды Угличского музея отечественных древностей и на долгие годы «выпал» из поля зрения исследователей, как и многие другие экспонаты из коллекции церковных древностей.

В 2017 году в галерее православного искусства «Под благодатным Покровом» открылась экспозиция «Сокровища древнего Углича». В её состав вошли лучшие произведения церковного декоративно-прикладного искусства XV–XIX веков, в том числе и напрестольный крест, вложенный в обитель великой княгиней Прасковьей Фёдоровной.

Наталья ЧВАНОВА,
директор Угличского музея-заповедника,
искусствовед

В основе материала –
публикация журнала «Ковчег»
(Переславская епархия)


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.