--

Паломникам по Екатеринбургу: церковное и светское в пространстве большого города

13.07.2022

20220614_125406.jpg

Сегодня, как и три века назад, этот город по праву зовется горной столицей России. И это одно из самых интересных мест на карте мира: именно на Урале в одной точке сошлись Европа с Азией, где по Божию промыслу в недрах сокрыты все богатства земли, где стараниями, усилиями и талантом многих поколений людей творилась история нашей страны. К сожалению, и печальная тоже. Но только приехав сюда можно оценить всю силу, весь размах и масштаб этой поистине уникальной территории. Продолжая проект «Паломничество со вкусом», предлагаем увидеть Екатеринбург глазами неопытного туриста и опытного паломника.

Прошлое и настоящее Екатерининской церкви

Тем, кто приезжает в Екатеринбург, задают такой вопрос: почему на старинных домах зеленые крыши? Чаще всего отвечают, потому что меди здесь много и крыши раньше крыли медью, а, как известно, медь с годами становится зеленой. И это неправильный ответ. Оказывается, в старину в этих местах было очень много малахита. Камень этот тогда не считали не только драгоценным ювелирным, но даже и поделочным, поэтому и пускали на такие вот хозяйственные нужды: перетирали в порошок и, смешивая с машинным маслом, красили крыши. Только в 30-е годы XIX века вдруг раскусили всю прелесть этого камня, увидели его настоящую красоту… Однако в настоящее время промышленной добычи малахита нет. Исчез и единственный на планете серый вид малахита, имеющий редкой красоты рисунок – серый с черными разводами. Местные то ли в шутку, то ли всерьез намекают, что это месть Хозяйки Медной горы.

DSC_0080.JPG

Историки же размышляют, что если бы в былые времена можно было подняться над Екатеринбургом на самолете, то он бы ослепил сиянием своих куполов: в городе насчитывалось более тридцати храмов, не считая часовен. Все они были крыты исключительно золотом, ведь золото – вечный спутник меди. И река Исеть, и все ее восемь притоков – золотоносные. Горожане говорят, что мы ходим по золоту, пьем воду, обогащенную золотом. А в стародавние времена, вплоть до XIX века, заводчане в свободное от работы время промышляли мытьем золота, причем это был не песок, а самородное золото – маленькие кусочки, которые собирали и сдавали в так называемую золотосплавную компанию.

DSC_0086.JPG

Сиял своими золотыми куполами и первый построенный здесь храм – Екатерининский горный собор. Завод был пущен в эксплуатацию в день памяти великомученицы Екатерины, поэтому и сооруженный заводской храм был назван в ее честь. Находился он в центре города, на левом, возвышенном берегу реки Исети, на перекрестке Главного проспекта и Пушкинской улицы на Екатерининской площади (ныне это площадь Труда).

Начиная с первой половины XIX века, собор неоднократно перестраивался и утратил свой первозданный облик. В ходе реконструкции боковые приделы были продлены в направлении колокольни и надстроены до двух этажей. Пристрои вышли за первоначальную линию фасада, внутри них были сооружены новые широкие лестницы на второй этаж. Но из-за этих пристроев собор несколько утратил свою первоначальную стройность, фасад его стал несколько громоздким и уже не гармонировал с тонким шпилем колокольни. Кроме того, в ходе этой реконструкции к зданию были добавлены портики в духе классицизма, что также нарушило единство его стиля. Стены храма были выкрашены в серый цвет.

После образования Екатеринбургского викариатства в 1833 году кафедральным сделали Богоявленский собор, но Екатерининский от этого не стал менее чтимым горожанами. Престольный праздник собора – день святой Екатерины – продолжал оставаться одним из главных городских праздников и нерабочим днем вплоть до октябрьской революции 1917 года.

DSC_0031.JPG

В настоящее время на месте храма стоит небольшая часовенка и сооружен фонтан «Каменный цветок». Против восстановления здесь храма выступила значительная часть екатеринбуржцев, однако благодаря проведенному референдуму найден компромисс: строить Екатерининский собор решено через дорогу, на Тарасовской набережной. Для этого необходимо снести пустующее ныне здание советской постройки. Будущий собор будет стоять примерно на одной линии с Храмом-на-Крови. И наверняка еще более украсит эту замечательную набережную.

Храм-на-Крови

На одном из самых высоких мест города – Вознесенской горке, между Вознесенским переулком (ныне улица Клары Цеткин) и Вознесенским проспектом (сегодня улица носит имя Карла Либкнехта) находилась одна из самых больших местных усадеб, четвертым и последним хозяином которой был инженер Ипатьев. Наряду с различными хозяйственными постройками здесь имелась своя конюшня, а дом по мощи своей (шутка ли, имел полутораметровой толщины стены), даже со стороны, несмотря на то что имел всего один этаж с мезонином, смотрелся весьма могучим. Неслучайно именно сюда было решено перевезти из Тобольска и поселить семью последнего самодержца Российской империи – Николая II с семьей. Дом этот был еще и с секретом – имел два этажа под землей, в полуподвале или цокольном помещении находилась проходная площадью восемнадцать квадратных метров комната – рабочий кабинет инженера Ипатьева, где он заключал сделки и где после принудительного выселения хозяина цареубийцы устроили расстрел Царской семьи и их верных слуг.

Известное как «Ипатьевский дом» здание, построенное в 1810 году и впоследствии неоднократно перестраивавшееся своими хозяевами, имело тяжелую судьбу. Как замечают старожилы, оно никому не принесло счастья. Говорят, в нем происходили жуткие истории при прежних, до Ипатьева, владельцах.

Сам же Ипатьев, прекрасно понимая, что там произошло – а расстрел царской семьи не был в то время большой тайной для екатеринбуржцев, – в свой дом больше не вернулся. Только однажды зашел туда, чтобы забрать кое-какие вещи. И когда белая армия во главе с Колчаком, разбив красных, вошла в город, у него была мысль продать дом Чешской торгово-промышленной компании, с которой имелись деловые связи. Но поскольку дом являлся одной из главных улик по делу убийства Царской семьи, хозяину запретили его продавать. Однако белые ненадолго задержались в городе: в 1919 году они оставляют Екатеринбург, и Ипатьев вместе с женой тоже уходят с ними. Впоследствии они переезжают в Чехословакию, где проживут до самой смерти. Их прах покоится в Праге. Детей у супругов не было.

67653243254765786.jpg

С конца 80-х годов прошлого столетия на месте гибели семьи последнего русского императора, которое люди назовут «Царским», состоялся первый открытый молебен с чтением канона святым Царственным страстотерпцам. А уже в начале 90-х Патриарх Алексий II благословил строительство на месте разрушенного Ипатьевского дома храма Всех святых Церкви Русской. Летом 1992 года здесь была возведена часовня во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. За несколько месяцев до того она и ее келейница инокиня Варвара были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

DSC_0022.JPG

23 сентября 1992 года на месте будущего Храма-на-Крови состоялась торжественная закладка камня с капсулой, содержащей частицу вновь обретенных мощей святого праведного Симеона Верхотурского. При разработке проекта были использованы чертежи, подготовленные для строительства комплекса Храма Христа Спасителя в Москве.

Историки свидетельствуют, что если встать в нижнем приделе Храма-на-Крови справа лицом к алтарю, то это как раз тот уровень, где находилась комната, ставшая местом расстрела Царской семьи. 17 июля 2003 года в 7 часов утра в «расстрельной» комнате была отслужена Божественная литургия. Начался совершенно новый период жизни на месте бывшего Ипатьевского дома.

Поблизости с Храмом-на-Крови находится Патриаршее подворье с домовым храмом во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. А скоро здесь появится новый епархиальный музей – старинное здание для него, некогда принадлежащее господину Круковскому, а потом Горводоканалу, наконец-то передано городом Русской Православной Церкви. И сейчас в нем проходит реконструкция.

DSC_0045.JPG

В июле следующего года православные христиане будут отмечать важную дату – двадцатилетие Храма-на-Крови. Без преувеличений можно сказать, что это место, да и сам Екатеринбург стали центром духовного притяжения православных верующих не только со всей России, но и со всего мира.

«Большой Златоуст»

Несмотря на свою масштабность, Екатеринбург является очень комфортным для пеших туристов – практически весь центр можно пройти пешком. Расстояние от одного храма до другого опытный паломник преодолеет менее чем за час. Так, тоже современный и по-своему величественный «Большой Златоуст» находится примерно в получасовой ходьбе от Храма-на-Крови, рядом со станцией метро «Площадь 1905 года», на перекрестке улиц Малышева и 8 Марта. В городе его называют храмом-колокольней, громогласный звон его колоколов разносится далеко окрест, напоминая горожанам о начале или окончании службы. Особенно волнуют душу его праздничные перезвоны…

568675433243.jpg

Мы побывали в Екатеринбурге накануне и в сам день чествования Святой Троицы и, надо признать, вдоволь насладились его мощным, как могуч и сам Урал, благовестом. А так как разместились в гостинице на соседней улице, то, конечно же, первым делом посетили всенощное бдение в этом замечательном храме.

Как и многие другие православные храмы Руси, «Большой Златоуст» пережил поругание и полное разрушение со стороны безбожной советской власти. Но теперь он вновь возвышается на своем историческом фундаменте: трудами и молитвами благотворителей и неравнодушных горожан он «Большой Златоуст» был восстановлен из руин и стал прекрасной жемчужиной архитектурного облика города, одним из возрожденных духовных центров Екатеринбурга. Как и 130 лет назад, храм-колокольня гостеприимно распахнул свои двери для прихожан, ежедневно созывая своим колокольным звоном верующих на богослужения.

DSC_0074.JPG

В настоящее время при храме есть воскресная школа, священнослужители и активные прихожане большое внимание уделяют работе с молодежью. Кроме того, если в пятницу вечером вы оказались в Екатеринбурге и не придумали себе досуг, приходите в «Большой Златоуст» – здесь проходят встречи киноклуба.

Монастырь в черте города

Сейчас стало модным иметь у себя в городе собственный пеший «Арбат». Такие улицы есть сегодня во многих региональных центрах. Есть «Арбат» и в Екатеринбурге – это улица Вайнера. Помимо сохранившихся купеческих зданий, растянувших вдоль всей улицы, он имеет свою отличительную особенность: в нескольких местах его пересекают улицы с весьма оживленным транспортным потоком, поэтому, прогуливаясь по нему, приходится нырять в подземные переходы. А еще этот Екатеринбургский «Арбат» практически упирается в монашескую обитель – Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь.

Сто лет назад на этом месте, как и сейчас, стоял неописуемой красоты женский монастырь, утопающий в зелени садов, где молились, пели на клиросе, шили облачения, писали иконы более тысячи сестер. В обители пребывал Тихвинский образ Божией Матери, в дни празднования в честь которого тут собирался, почитай, весь Екатеринбург, да и окрестных деревень жители целыми семьями приезжали к иконе приложиться.

В двадцатые годы прошлого века монастырь постигла та же печальная участь, что и другие российские обители. Ее возрождение пришлось лишь на последние годы ушедшего столетия. И хотя на территории до сих пор находится военный госпиталь, здесь царит вполне монастырская атмосфера, налажена уставная жизнь. Ежедневно в главном храме обители, освященном во имя благоверного князя Александра Невского, проходят богослужения. Можно помолиться у почитаемого екатеринбуржцами образа Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

В 2018 году был освящен монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Всего на исторической территории по адресу: улица Зеленая Роща, дом 1, находятся шесть храмов.

Посетившим Екатеринбург паломникам, наверное, небезынтересно будет побывать и на монастырском подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, что находится в черте города, в районе Елизавет. Храм подворья построен на монастырской заимке еще в XIX веке. В нем пребывают мощи преподобного Василиска Сибирского и частица мощей святого праведного Симеона Верхотурского.

20220614_121421.jpg

Сысертские мастера

Уральский регион издавна славился своим гончарным ремеслом, его мастера работали на местных белой и цветной глинах, отдавая предпочтение функциональной посуде: горшкам, крынкам, кубышкам, кувшинам. До революции здесь работала семейная гончарная мастерская, основанная братьями Харитоновыми. В первые годы советской власти частное предприятие было преобразовано в артель, а с 1960 года артель переросла в Сысертский завод керамических изделий. В течение следующих четырех лет предприятие осваивало высококачественный тонкостенный фарфор – первый сервиз «Колокольчик» был создан в 1964 году. Постепенно ассортимент завода расширялся, вырос художественный уровень изделий, появился свой особый колорит. Настоящей «вишенкой на торте» стала серия посуды, созданная по произведениям уральского писателя Павла Бажова.

Но по-настоящему завод удивил почитателей своими неповторимыми фаянсовыми иконостасами. Именно такой иконостас при тесном сотрудничестве со специалистами Русской Православной Церкви был разработан архитектурной мастерской «Терем» для Храма-на-Крови, о чем мы упоминали в предыдущей главе. Все элементы иконостаса были изготовлены на Сысертском фарфоровом заводе и выполнены исключительно под этот заказ по специальной технологии.

DSC_0049.JPG

А первый подобный заказ поступил в 1998 году от Николаевского мужского монастыря: для расположенного на территории обители Крестовоздвиженского собора необходимо было создать утраченный в советский период иконостас по типу изготовленного в 1913 году «Товариществом Кузнецова». Поражают своей красотой иконостасы, установленные и в Задонском мужском монастыре, сияет сысертским фаянсом и рака святителя Тихона Задонского.

С 2006 года Екатеринбургская епархия стала равноправным партнером ЗАО «Сысертский фарфор», ей принадлежат 50 процентов акций.

Тем, кто приезжает в уральскую столицу, рекомендуем побывать в магазине этого предприятия, что находится в самом центре, на проспекте Ленина. Там можно своими глазами увидеть работы сысертских мастеров – тончайшей работы фарфоровые сервизы, статуэтки, подарочные тарелки, другие изделия. И, может быть, удастся что-то выбрать на память – хотя бы изящную чайную или кофейную пару. Надо сказать, цены на фарфоровые изделия здесь вполне приемлемые.

Памяти Татищева и де Геннина

Совсем недавно, 9 июня 2022 года, мы отметили 350-летний юбилей великого русского самодержца императора Петра I. Знаменательная дата позволила еще раз по-новому взглянуть на эту незаурядную личность. Ведь благодаря его уму, его масштабному видению богатство России прирастало Уралом и Сибирью. Именно благодаря его гению стал бурно развиваться и этот горный град, названный в честь святой Екатерины. Петр I не только сам умел видеть на многие годы, а то и столетия вперед, но имел большой талант окружать себя неординарными умными предприимчивыми людьми, подвигами которых и поныне гордится Екатеринбург. Особого внимания заслуживают в этом почетном ряду Василий Татищев и Вильгельм де Геннин. Вряд ли где еще можно узнать об этих удивительных людях столько, сколько рассказывают о них местные историки и краеведы каждому гостю столицы Урала. Даже если человек приехал сюда с чисто паломническими целями, к примеру, посетить, знаменитый ныне на весь мир Храм-на-Крови.

DSC_0078.JPG

С появлением первого железоделательного завода, который возводился в XVIII столетии, горное дело здесь развивалось очень бурно, а профессия горняка стала пожизненным ремеслом большей части мужского населения Екатеринбурга. Как тогда, так и сейчас.

Начинался город с крепости-завода, построенного стараниями выдающегося человека своего времени Василия Никитича Татищева. Именно его считают одним из основателей уральской столицы. Памятник ему и еще одному гражданину – его современнику Вильгельму де Геннину – сегодня красуется на самом видном месте в центре города, перед высокой лестницей, ведущей «в завод». До 70-х годов прошлого века здесь находился один из входов на заводскую территорию. В 1972 году была завершена реконструкция, и сквер предстал в таком виде, в каком мы видим его сейчас. Прежде всего, это огромный пруд, две набережные, с одной и с другой стороны, проезжая и пешеходная части являются поверхностью плотины, по которой ездят автомобили и ходят люди. Плотина сделана из лиственницы, которая по крепости своей зовется еще «железным» деревом, а кроме того, она не поддается гниению, поэтому и стоит намертво вот уже четвертый век. Камень сверху – лишь облицовка этого старинного инженерного сооружения.

Каждый, кто приходит сюда, видит переплетенные цепи, символизирующие кандалы, потому что здесь, как, впрочем, и на любом уральском заводе того времени, работали люди подневольные – служивые Тобольского гарнизона и приписные крепостные крестьяне. Сохранились даже стены одного из цехов, где в полу остались кольца, к которым приковывали рабочих, очевидно, для того, чтобы не сбежали. Хотя куда им было бежать – горы да тайга на тысячи верст кругом…

Надо сказать, что вся начальная история Екатеринбурга связана с личностью Василия Никитича Татищева – без него здесь просто ничего бы не было. В 1821 году разведка, которую он организовал, показала, что здесь, по берегам реки Исети, есть богатые залежи меди. Однако царь Петр Алексеевич не отреагировал на это известие – ему в тот момент позарез нужно было железо, чтобы укреплять победившую в Северной войне армию. Невероятных усилий стоило Татищеву убедить государя в том, что железа здесь будет предостаточно, ведь где медь, там обязательно есть и железо. И после долгих тяжелых переговоров, ради которых Василий Никитич неоднократно ездил в Санкт-Петербург, царь находит деньги и издает указ о начале строительства завода на Урале. И в который раз удивляет его поразительная мудрость в принятии глобального, поистине исторического решения.

Таким образом, уже в конце декабря 1722 года на Урал прибыли первые строители, то были не приписные крепостные, как было принято на знаменитых демидовских заводах, а солдаты Тобольского гарнизона. Это они смогли без особых механизмов, вручную, перекрыть Исеть, деревянными лопатами вырыв огромный пруд, который до сих пор ни разу не расширялся, оставаясь в своем первозданном виде. Современные исследователи провели такой эксперимент: если копать обычной деревянной лопатой по восемь часов с небольшими перерывами на отдых, то надо примерно две лопаты в день менять. Не так давно, меняя облицовку плотины, всех весьма удивили, как рассказывают очевидцы, обнаруженные гигантские деревья, стволы которых могли обнять примерно пять-шесть взявшихся за руки мужчин. Сейчас, говорят, таких деревьев на Урале уже не осталось, даже на севере.

DSC_0003.JPG

Как известно, рекруты служили по 25 лет, и именно из тобольских служивых людей был найден плотинных дел мастер Иван Зотов, сумевший соорудить эту уникальную запруду, перегородившую норовистую Исеть.

Другой талантливый самоучка (опять-таки рекрут Тобольского гарнизона) Иван Ползунов придумал механическую подачу воды на кричные молоты. А его пятнадцатилетний сын, тоже по имени Иван, разработал реальный проект. Этот водяной двигатель Ивана Ползунова-младшего был создан на Екатеринбургском заводе на 80 лет раньше, чем запатентованный в Великобритании первый водяной двигатель. Но, увы, мы-то тогда никаких патентов не оформляли. Память этого талантливого изобретателя увековечена нашими современниками: его именем назван находящийся напротив бывшего завода горнопромышленный колледж. Ныне это самое старое здание регионального центра.

456432432543.jpg

Надо вспомнить еще одного основателя Екатеринбурга – Вильгельма де Геннина, ведь не случайно на памятнике, установленном благодарными потомками в самом сердце Екатеринбурга, он стоит вместе с Василием Татищевым. Итак, полное имя этого друга и соратника Петра Великого – Георг Вильгельм де Геннин или Вилим Иванович де Геннин. В 1697 году генерал Лефорт пригласил его для участия в Северной войне в качестве артиллериста и инженера-фортификатора. Пройдя путь от поручика до генерал-лейтенанта (звание это он получил 1727 году), де Геннин внес большой вклад в создание и развитие Екатерининского завода. Как специалист в области горного дела и металлургического производства он вместе с Татищевым стоял у истоков этого градообразующего предприятия, с самого его пуска 18 декабря (по новому стилю) 1723 года. Прожив в Екатеринбурге двенадцать лет, де Геннин вернулся в Санкт-Петербург, где оставался до своей кончины в 1750 году. После этого человека остались его книги с описанием построенных заводов на Урале и в Сибири, посвященные техническому обеспечению и организации горного производства.

DSC_0016.JPG

Паломничество с культурным компонентом

Наверное, созданный некогда образ паломника исключительно как богомольца сегодня не соответствует действительности. Ведь помимо посещения святых мест и молитвы современному человеку еще много чего интересно узнать, чтобы возвратиться из дальних странствий не только с целым багажом сувениров, но и незабываемыми впечатлениями. Трудно переоценить, например, те эмоции, которые передаются через инсталляции «Ельцин-центра», особенно если представленная эпоха была и твоей тоже. Или же полученные от посещения литературных музеев новые знания об известных писателях и сопутствующие им новые прочтения с детства знакомых произведений… Или – увиденную поразительную трактовку «Двенадцати стульев», поставленную культовым режиссером из Екатеринбурга Николаем Колядой в его частном одноименном театре…

20220614_121203.jpg

Возвращаясь из Екатеринбурга, я как православная христианка и автор этих заметок очень горда тем, что у нас есть такое удивительное место. Для себя лично я уяснила одно: надо ездить, надо чаще посещать незнакомые места! Паломничая по святым местам нашей необъятной страны, надо обязательно посещать и различные культурные объекты, ведь всякий уважающий себя человек должен знакомиться и с культурными ценностями своей Родины. А они всегда имеют собственный весьма привлекательный региональный оттенок, без которого спектр впечатлений будет неполным.

Скажу, что Екатеринбург сегодня – не просто горная столица России, но крупнейший духовный и культурный центр со своими неповторимыми храмами, театрами, музеями, куда хочется вернуться.

Надежда ЯСИНСКАЯ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.