Крест как начало катехизации
22.03.2014
В то время порядок великопостных служб только формировался и существовал обычай переносить праздники, случающиеся Великим постом, с будних дней на субботы и воскресенья, чтобы не нарушать строгость будних дней. Так чествование Креста постепенно закрепилось не за 6 марта, а за третьим воскресеньем поста.
В конце первого тысячелетия еще была практика подготовки желающих креститься в зрелом возрасте – катехизация. И как раз с середины поста, с поклонения Кресту начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься на Пасху. Накануне вечером в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. И до сих пор на Преждеосвященной литургии, начиная со среды третьей седмицы, после ектении об оглашенных добавляется еще одна ектения о «готовящихся к просвещению».
Со временем местный иерусалимский праздник возвращения Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение. Не связанный с подготовкой к Крещению оглашенных, он стал помощью в середине самого строгого и трудного из постов, когда каждый может получить утешение и укрепление в вере через поклонение Святому Древу или любой его иконе.
Эта мысль глубоко и поэтически прекрасно отражена в Синаксаре этого дня: третья неделя является средней среди недель Великого поста (в Великом посте всего пять недель). Крест сравнивается с тенью дерева, в тени которого отдыхают путники поста. Они встают со свежими силами, и уже легко проходят оставшийся путь... Мы вспоминаем страдания Христовы и с усердием и бодростью подвергаем себя добровольным ограничениям и лишениям... Как царь, который хочет прийти куда-то, высылает свой скипетр, так и Христос вперед поставляет для поклонения Древо... Четыредесятница подобна горькому источнику, который Израиль нашел в пустыне и в который Моисей вложил древо, после чего вода стала пригодной для питья.
Воспоминание Древа Крестного услаждает нам горькое воздержание Четыредесятницы. Древо Крестное посреди поста – как Древо Жизни, посаженное посреди рая.
Так как Крест был обретен около праздника Пасхи, то первоначально празднование Кресту Господню совершалось на второй день Пасхи, а в Великую Пятницу совершалось поклонение святому Копию с пением тропаря: «Поклоняемся Копию, прободшему животворящее ребро Твоея Благости, и славим неисследимое Твое снисхождение». Уже с IV века собственно праздник Кресту был перенесен на сентябрь – это Воздвижение Креста Господня. С VIII века добавляется Крестопоклонное воскресенье и Изнесение древ Креста Господня.
Некоторые из нынешних песнопений праздника, например «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII века, восходят к V — VI веках и звучали они совершенно непохоже на современные напевы.
Старинное песнопение в честь Креста Господня VI век
Как обычно, самым часто исполняемым и главным песнопением праздника будет тропарь:
* Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
* Спаси людей Твоих, Господи, и благослови Твое наследие, победы на врагов подавая православным христианам, и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
* Спаси людей Твоих, Господи, и благослови Твое наследие, победы на врагов подавая православным христианам, и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Тропарь на разных языках: английском, испанском, арабском, греческом, румынском, церковно-славянском, и албанском.
греческий тропарь
болгарский напев
грузинским напевом
Тропарь Кресту греческий
греческий на славянском
болгарский тропарь и кондак
сербский
Кондак кресту обычный
* Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
* Поднятый добровольно на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носщему Имя Твое, — обрадуй нас силою Твоею, даруя нам победы над врагами, и да имеем мы в помощь от Тебя Крест как ограждение мира и знамя непобедимости!
* Поднятый добровольно на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носщему Имя Твое, — обрадуй нас силою Твоею, даруя нам победы над врагами, и да имеем мы в помощь от Тебя Крест как ограждение мира и знамя непобедимости!
Одно из самых древних песнопений Кресту – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» – будет петься после выноса Креста на середину храма во время поклонения священнослужителей, а также вместо Трисвятого на литургии.
на греческом и латинском языках древним напевом (VIII век)
греческое в современной практике
музыка Гончарова
простое
знаменное
сербское
музыка Крылова
По-гречески, по-английски
музыка Отто Крола
современных композиторов
Далее во время лобызания молящимися Креста поются особые стихиры. Вот самая древняя из них:
* Приидите вернии, / животворящему Древу поклонимся, / на немже Христос Царь славы волею руце распростер, / вознесе нас на первое блаженство, / ихже прежде сластию украд враг, / изгнаны от Бога сотвори. / Приидите вернии, Древу поклонимся, / имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. / Приидите вся отечествия язык, / Крест Господень песньми почтим: / радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! / О тебе вернии хвалятся, / яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. / Тебе ныне со страхом христиане целуем: / на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: / Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, / яко Благ и Человеколюбец.
* Придите, верные, / животворящему Древу поклонимся, / на котором Христос, Царь славы, / добровольно руки распростер / и возвысил к прежнему блаженству / нас, которых враг, услаждением ограбив, / соделал изгнанными от Бога. / Придите, верные, поклонимся Древу, / благодаря которому мы удостоились / сокрушать головы невидимых врагов. / Придите, все племена народов, / Крест Господень песнопениями почтим. / Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление! / Тобою вернейшие цари наши хвалятся, / ибо они твоею силою народ измаильтян могущественно покоряют. / Ныне тебя со страхом целуя, / мы, христиане, славим / пригвожденного на тебе Бога, возглашая: / "Распятый на нем, Господи, помилуй нас, / как благой и Человеколюбец!"
* Придите, верные, / животворящему Древу поклонимся, / на котором Христос, Царь славы, / добровольно руки распростер / и возвысил к прежнему блаженству / нас, которых враг, услаждением ограбив, / соделал изгнанными от Бога. / Придите, верные, поклонимся Древу, / благодаря которому мы удостоились / сокрушать головы невидимых врагов. / Придите, все племена народов, / Крест Господень песнопениями почтим. / Радуйся Крест, падшего Адама совершенное искупление! / Тобою вернейшие цари наши хвалятся, / ибо они твоею силою народ измаильтян могущественно покоряют. / Ныне тебя со страхом целуя, / мы, христиане, славим / пригвожденного на тебе Бога, возглашая: / "Распятый на нем, Господи, помилуй нас, / как благой и Человеколюбец!"
В славянской традиции будут спеты еще три стихиры – «Днесь Владыка твари, и Господь славы», «Днесь неприкосновенный существом» и «Днесь пророческое исполнися слово». Некоторые из них поются на музыку известных церковных композиторов. Такие украшенные стихиры могут быть спеты и на запричастном концерте на литургии следующего дня.
Л. Ладыженский, "Днесь Владыка твари"
А. Ведель, "Днесь Владыка твари"
Причастен на литургии «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Аллилуия» греческий
Самая известная стихира, в которой молящиеся обращаются к Кресту как символу Победы над смертью:
* Радуйся, живоносный Кресте, / благочестия непобедимая победа, / дверь райская, / верных утверждение, / Церкве ограждение, / имже тля разорися и упразднися, / и попрася смертная держава, / и вознесохомся от земли к Небесным; / oружие непобедимое, / бесов сопротивоборче, / слава мучеников, / преподобных яко воистину удобрение, / пристанище спасения, / даруяй миру велию милость.
* Радуйся, несущий жизнь Крест, / знак неодолимой победы благочестия, / дверь рая, сила верных, / Церкви охрана, которым разрушено и уничтожено проклятие, / и попрано царство смерти, / и мы вознесены от земли к небесам; / оружие непобедимое, демонам противоборствующий, / слава мучеников, / преподобных истинное украшение, / пристанище спасения, / дарующий миру великую милость!
* Радуйся, несущий жизнь Крест, / знак неодолимой победы благочестия, / дверь рая, сила верных, / Церкви охрана, которым разрушено и уничтожено проклятие, / и попрано царство смерти, / и мы вознесены от земли к небесам; / оружие непобедимое, демонам противоборствующий, / слава мучеников, / преподобных истинное украшение, / пристанище спасения, / дарующий миру великую милость!
хор Киево-Печерской лавры:
хор Сретенского монастыря:
греческая стихира «Днесь происходит крест Господень»
греческие тропари на поклонение кресту
Православные песнопения Кресту разных традиций и напевов:
Специально для портала "Приходы" игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓