Богослужебные традиции
ЕПАРХИИ
--

«Хвала Богу в небесах!»

12.04.2014 Парадокс Вербного воскресенья в том, что про вербы в богослужебных песнопениях праздника нет ни слова. Под ветвями же подразумеваются довольно экзотические для России пальмы.

Главные темы праздника, о которых поется в стихирах праздника –

•Христос добровольно идет на страдания (стихиры на «Господи, воззвах» на Малой вечерне).

•Происходящее – исполнение древних пророчеств (стихиры на «Господи, воззвах» на Великой вечерне, стихиры на стиховне).

•Воскресение Лазаря это прообраз общего воскресения, поэтому мы, спогребшиеся в крещении Христу — победителю смерти — носим пальмовые (а в России вербные) ветви – «знамения победы», воскресаем вместе с Ним, сподобляясь бессмертной жизни (Оба тропаря праздника, стихиры на «Господи, воззвах» на Великой вечерне).

•Все христианские народы – это Новый Израиль (третья стихира на «Господи, воззвах»).

•Сила Святаго Духа научила апостолов в день Пятидесятницы говорить иностранными языками, а еврейских «неискусозлобных» детей прославлять Христа (первая стихира на литии).

•Обличение неблагодарных иудеев (ипакои по 3-й песне, 8, 9 песни канона).

•Своим Входом Господь показывает окончание ветхозаветной пасхи. Он — новозаветный Агнец, новозаветная Пасха.

Красивых праздничных песнопений в этот день очень много, так что даже самому скромному хору в этот день можно разучить что-то необычное.

Сущность праздника выражается в тропаре и в первой стихире на «Господи, воззвах» на великой вечерне, которая повторяется в течение всей службы шесть раз: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше Крест свой, глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Данный текст можно перевести следующим образом: «Сегодня собрала нас благодать Святого Духа и все мы, взяв свой Крест, говорим:"Благословен идущий во имя Господне, осанна в небесах"».

В древности монахи на Святую Четыредесятницу уходили в пустыню и после Поста, в Цветоносную неделю, собирались перед вратами монастыря, неся сплетенные из ветвей кресты, воспевая благодать Святого Духа, снова собравшую всех вместе. Слово «осанна» (по-еврейски, «хоши-анна») означает «спасай нас», но со временем стало возгласом хвалы. Поэтому восклицание «Осанна в вышних» можно перевести и как «Спаси нас», и как «Хвала Тебе, Живущему на небесах». Восклицание «Благословен идущий во имя Господа!» — относится ко всем паломникам, входящим в иерусалимский храм, но здесь евангелист понимает его как один из титулов Мессии.

На этот текст написано немало красивой музыки. Часто исполняются гармонизации монастырских роспевов – Зосимовой пустыни, Троице-Сергиевой Лавры, Киево-Печерской лавры и композиторские сочинения священника Димитрия Аллеманова, священника Василия Зиновьева, Е.Азеева, С.Сегаля, Я.Шевцова, диакона Сергия Трубачева, А.Фатеева.

хор Троице-Сергиевой Лавры, «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», стихира на литии

Это торжественная музыка, большей частью мажорная, ликующая. Интересно сравнить эти мелодии с греческими «подлинниками», носящими ярко выраженный восточный колорит. Кстати, так как мелодия грекам известна с детства, нередко эта стихира поется всем храмом во главе с митрополитом:


Тропаря, то есть главного смыслового песнопения дня, у этого праздника два, что бывает нечасто. Первый – тот же, что и в Лазареву Субботу, на 1-й глас («Общее воскресение…»). Второй поется на 4-й глас, как правило, обычным напевом: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, / безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, / и воспевающе зовем: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне». Эти слова переводятся так: «Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, / мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим / и в песнях восклицаем: / "Хвала Богу в небесах, / благословен идущий во имя Господне!"».

хор Валаамского мужского монастыря, «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже на», тропарь праздника


однородный мужской хор, "Общее воскресение", тропарь праздника

Величание праздника «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне» духовенство споет обычным напевом, а хор, как правило, исполнит что-нибудь посложнее. Например, В Троице-Сергиевой Лавре можно услышать величание знаменного распева гармонизации А.Касторского и соло баса с хором сочинения Б.Додонова. Также хоры любят петь гармонизации знаменного роспева А.Архангельского, А.Кастальского, Б.Ледковского, В.Фатеева.

хор московского Сретенского монастыря, величание праздника на музыку А.Касторского

Канон праздника украшен сочинениями прославленных русских композиторов – П.Чеснокова, А.Архангельского, А.Львова. В семинариях и монастырях можно услышать и монастырские, старинные напевы, например Киево-Печерской Лавры.


хор Валаамского мужского монастыря, несколько песней канона

Ирмос 9-й песни будет задостойником на праздничной литургии: «Бог Господь, и явися нам. / Составите праздник, / и веселящеся приидите, возвеличим Христа, / с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: / благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего».

Переводится этот текст таким образом: «Бог – Господь, и Он явился нам! / Устройте праздник / и ликуя да возвеличим Христа, / с побегами пальм и ветвями с песнями восклицая: / "Благословен идущий во имя Господа, / Спасителя нашего!"».

Помимо привычного сочинения протоиерея П.Турчанинова можно услышать и витиеватый задостойник Киево-Печерского напева, сочинения П.Чеснокова, напева Троице-Сергиевой Лавры в величественном переложении диакона Сергия Трубачева, сочинение В.Ковальджи, гармонизацию знаменного роспева разной сложности Г.Львовского, Г.Рютова, Г.Лапаева, А.Кастальского.

хор московского Новодевичьего монастыря, «Милость мира» на музыку протоиерея А.Виноградова, задостойник праздника Вход Господень во Иерусалим на музыку протоиерея П.Турчанинова

Запричастный концерт украсят произведения «Воспойте, людие» Д.Бортнянского «Радуйся и веселися, граде Сионе» Я.Шевцова, М.Шорина или Д.Аллеманова «Прежде шести дней бытия Пасхи».

хор Александро-Невской Лавры, «Воспойте, людие» на музыку Д.Бортнянский

У греков Неделя Ваий – особый праздник. В некоторых городах, например, в Керкире, он проходит с парадами и оркестрами после литургии:



За оркестром с мощами святителя Спиридона шествует духовенство и народ:



На остановках столь своеобразного крестного хода произносятся ектении, молитвы, священники в неожиданную терцию поют песнопения дня и Покровителя острова – святителя Спиридона Тримифунтского:



Полностью праздничную Архиерейскую агрипнию – краткую утреню и литургию праздника – в храме святого великомученика Димитрия Солунского в Салониках можно посмотреть здесь:



Специально для портала "Приходы" подготовил игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓