Вознесыйся на Небеса! Праздник Вознесения Господня: песнопения и традиции праздника Вознесения.
ЕПАРХИИ
--

Вознесыйся на Небеса!

29.05.2014
* Согласно новозаветному повествованию, Вознесение произошло через 40 дней после Воскресения Иисуса Христа (Деян. 1, 3) в окрестностях Иерусалима, на пути к Вифании (Лк. 24, 50 — 51), то есть на восток от города, на склоне Елеонской горы (Деян. 1, 12). В 40-й день после Своего воскресения Господь Иисус Христос в последний раз явился апостолам и Божией Матери и повелел апостолам ждать в Иерусалиме обещанного от Отца Святаго Духа; потом повел всех на Елеонскую гору. Дойдя до той горы, Спаситель остановился. После беседы (Мк. 16, 19) Иисус Христос поднял Свои руки и начал благословлять бывших с Ним. «И когда благословлял их, отступал от них и стал возноситься на небо» (Лк. 24, 51).

* Благоговейными взорами провожали ученики поднимавшегося все выше и выше Господа Иисуса Христа, пока, наконец, облако не скрыло Его, и поклонились Ему. Им предстали два ангела в белой одежде и сказали им: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо. Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Тогда они возвратились в Иерусалим с великою радостью.

- Ну вот, праздник кончился, – с печалью проговорила одна моя знакомая, выходя из храма после последней пасхальной службы на Отдание Пасхи. Теперь опять всё по-обычному будет…

Действительно, с четверга Вознесения богослужения вновь обретает привычное течение, без уставных «сюрпризов» и «неожиданных» песнопений и священнодействий. Но значит ли это, что праздник кончился и Вознесение – это просто «рядовой» праздник в белых ризах?

Конечно, нет!

Праздник Вознесения Господня велик, светел и радостен: Спаситель совершил все необходимое для нашего спасения на Земле: разрушил ад, победил смерть, открыл Своим избранным ученикам тайны Царствия Божия. После этого великого подвига Начальник нашего спасения венчается не менее великой славой и честью. Он возносится Своею Пречистою плотию на небо, восходит к Своему Божественному Отцу и «восседает одесную Его», что на символическом языке Церкви означает равное могущество и Божественное достоинство Отца и Сына.

Вознесение Господне не простое событие из истории нашего спасения, а христологический догмат, выраженный в Никео-Цареградском Символе веры: «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». В этот день Церковь учит нас четырем догматическим истинам.

* Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную Отца со славою и честию в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых.

* Он вознесся на небо только как человек, ибо как Бог Он всегда был на небе.

* Человеческое естество, которое Он однажды принял от Девы Марии, никогда не слагал с Себя, но с ним опять придет судить, как ангелы возвестили апостолам (Деян. 1, 11).

* Христос с плотию Своею, которую носил во время земной Своей жизни присутствует таинственным образом в Божественной Евхаристии.

Эти мысли проходят через все тексты службы Вознесения.

* «Родился еси, яко Сам восхотел еси, пострадал еси плотию, Боже наш, из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся во славе, всяческая исполняя», т. е. исполнив весь Божественный замысел о спасении человечества (стихира на Господи воззвах).

* «Вознесл еси долу лежащее естество, Владыко, соединив горния с дальними» (стихира на стиховне).

* Не только естество человеческое прославлено в Вознесении Господа, но и всё сотворенное: «Земля тайно ликует, и небесная веселия исполняются в вознесении Христа, древле расстоящаяся соединившего благодатию и Евино преграждение разорившего». (3-я п. канона, тр.; 4-я п. 2-го канона, тр. 2-й).

* У учеников было чувство скорби в их видимой разлуке с Божественным Учителем. Со слезами они восклицали Ему: «Владыко, не остави нас, сирых» (3-я стихира на Господи воззвах; стихира 6-я на литии праздника).

* Благая весть от ангелов о Втором пришествии (стихира 3-я вечера Вознесения на литии): «Что стоите зряще на небо? Сей есть Христос Бог, вознесыйся от вас на небо, Той приидет паки, им же образом видесте Его, идуща на небо».

* Церковные праздничные песнопения повествуют, что вместе с Апостолами, в числе свидетелей Вознесения Господа была и Его Пречистая Матерь («Слава, и ныне» на Господи воззвах; стихира на литии).

* Полная этой радости Богоматерь величает Рожденного Ею, видя вместе с апостолами Его, возносящимся на небо, (9-я п.

канона, Богородичен) а Он, отступая от земли, над Нею простирает Свои Сыновние, благословляющие руки (вечер Вознесения, стихира на стиховне).

* Ученики возвратились с горы Елеонской с радостью великою, услышав о грядущем ниспослании Святого Духа: «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа» — «Господь вознесся на небеса, да послет Утешителя миру» (1-я стихира на Господи воззвах). Вторая причина радости апостолов — уверение в Божестве Христа: «Извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». И, наконец, 3-й источник радости заключается в обещании Господа быть всегда вместе с учениками, а через них со всеми верующими: «Аз есмь с вами, — обещал Господь, — и никто же на вас» (кондак).

***

Такое богатство смыслов во все времена было источников вдохновения для композиторов и музыкантов всех времен. Наиболее известные сочинения широко используются на богослужении праздника, создавая уникальную, «вознесенскую» атмосферу в храме.

Основных песнопений праздника немного. Это тропарь, кондак, величание и задостойник, стихиры, ирмосы.

Тропарь:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, утвердив их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак:

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и земное соединив с небесным, Ты вознесся во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: "Я – с вами и никто – против вас!"

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем еже на Небеса / с пречистою Твоею Плотию / Божественное вознесение.


Тропарь. Кондак. Величание


В храмах мы услышим как обычные, обиходные напевы, так и величественные композиторские сочинения, например, в изложении Б. Лебедева, Олега Мартынова Степана Дегтярева, по напеву из обихода синодального хора, величание Б.С. Додонова, Й.Х. Хендрикса и т.п.

Оригинальная мелодия тропаря, например, довольно проста:

тропарь и кондак на английском византийского напева

Мало где ирмосы праздничного канона будут спеты оригинальной древней мелодией. Например, карпато-русской традиции:


Но гармонизации и упрощенные варианты этой мелодии мы легко можем услышать в произведениях А. Архангельского, А. Львова, П. Чеснокова и ирмосах Московского напева.

Для стихир и антифонов тоже есть красивые мелодии, в основном монастырских напевов. В последнее время появляются ноты для «малозаметных» текстов. Например, для седальна «Сошедый с небесе» и многочисленных стихир. Многие регенты для пения на литии выберут сочинения Д. Аллеманова, знаменного распева в гармонизации А. Туренкова, Дмитрия Яичкова.

На праздничной литургии вместо Достойно есть будет спет ирмос 9-й песни:

* Величай душе моя, / вознесшагося от земли на небо, / Христа Жизнодавца. Тя паче ума и словесе Матерь Божию, / в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, / вернии, единомудренно величаем.

* Тебя, превыше ума и слова / ставшую Матерью Божией, / во времени Сверхвременного неизреченно родившую, / мы, верные, единомысленно величаем

Обычно регент хора выбирает гармонизацию протоиерея П. Турчанинова, но вариантов довольно много: это и древнее многоголосие, и сочинения

современных композиторов, например Тодора Попова, диакона Сергия Трубачева, Б. Лебедева.



"Тя паче ума" (Задостойник Вознесения Господня), партесная гармонизация XVII-XVIII в.в. Клиросный хор "ОРФОС",

Попова – болгарский хор

Другой любимый композиторами текст – это причастный стих, который поётся во время причащения священников Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Аллилуиа.

Широко известны сочинения Богданова


Н.А.Римского-Корсакова Е. Кустовского, В. Софронова, С. Дегтярева, напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры для мужского хора. Рассказ о песнопения сегодняшнего праздника будет неполным без упоминания о концерте Дмитрия Бортнянского "Вси языцы восплещите руками", который может быть спет большим профессиональным хором. Как запричастный концерт могут быть исполнены и стихиры праздника. Интересно напоследок отметить, что на Вознесение, называемое в Сербии «Спасовдан», свой День города – Славу – отмечает сербская столица. В храмах Белграда пройдут праздничные богослужения, а затем по главным улицам города традиционно проследует крестный ход. Вечером состоится праздничный Спасовданский концерт на открытой площадке у Вознесенской церкви. В случае плохих погодных условий, концерт перенесут в здание Русского дома (Российский центр культуры и науки в Белграде). В качестве Славы Белград празднует Спасовдан в память об историческом решении 1403 года, когда деспот Стефан Лазарович провозгласил Белград столицей сербского народа. В 1992 году, после 46 летнего перерыва, по улицам Белграда прошла праздничная процессия и крестный ход поводом Славы города. С тех пор Спасовдан официально и окончательно стал считаться Славой города Белграда.


специально для портала "Приходы" игумен Силуан (Туманов)
Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓