У Рождественского порога
05.01.2014
В канун праздника Рождества Христова полагается усиленный пост. Этот день называется навечерие праздника или «сочельник» от слова «сочиво» – отварной пшеницы, которую вкушают в знак строгого поста пред великим торжеством.
Богослужение 6 января (24 декабря по старому стилю) начинается с литургии, предваряемой вечерней. На ней поются стихиры, в которых раскрывается догматическое значение Рождества Христова, вспоминается история грехопадения и разрушение стены отчуждения между Богом и человеком с Рождением Спасителя.
На малом входе споют одну из немногих существующих стихир, текст которой был написан женщиной – инокиней Касссией:
· Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
· Когда Август стал единовластным на земле, / прекратилось многовластие среди людей; / и с Твоим вочеловечением от Девы чистой / идольское многобожие упразднилось. / Одному мирскому царству подчинились страны, / и в единое владычество Божества племена уверовали. / Переписаны были народы по указу Кесаря, / записались и мы, верные, во имя Божества / – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. / Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!
Древнерусский напев стихиры:
После входа будут прочитаны паремии – отрывки из Ветхого Завета, пророчествующие о Боговоплощении. Они перемежаются особыми тропарями с запевами. Во многих храмах этот момент богослужения совершается особенно торжественно.
Обычно в сочельник совершается литургия святителя Василия Великого, на которой песнопение «Милость мира» идет особо протяжным напевом
А вместо «Достойно есть» будет спет один из самых красивых гимнов в честь Богородицы – «О Тебе радуется»
· О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
Киево-Печерская лавра
Знаменный распев
в гармонизации диакона Сергия Трубачева
Знаменного (валаамского) распева с исоном
музыка П. Динева
болгарское с исоном
Праздничное богослужение продолжится вечером, на всенощном бдении, состоящем из великого повечерия и праздничной утрени.
Самым торжественным моментом повечерия будет пение стихов «С нами Бог», тропаря и кондака праздника Рождества Христова.
музыка священника Василия Зиновьева
музыка П. Чеснокова
Divna Ljubojevic and Melodi
музыка С. Толстокулакова
знаменного распева
Тропарь, глас 4-й:
· Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.
· Рождение Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, потому что тогда служившие звездам были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать в Тебе Восход с высоты. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й:
· Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
· Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всякого существа, а земля доставляет неприступно Высокому убежище в низкой пещере; Ангелы поют Богу славу вместе с пастухами, а волхвы совершают путь по указанию звезды. Все это потому, что ради нас родился Младенец, Который есть предвечный Бог.
Песнопение это поется по возможности самыми торжественными напевами. Благо, что выбор есть:
сербский тропарь и кондак
грузинский тропарь
Величание
· Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
· Величаем Тебя, Подателя жизни, Христа, ради нас ныне по плоти родившегося от не познавшей мужа и пречистой Девы Марии.
После Евангелия будет спета особая стихира:
· Слава в Вышних Богу, / и на земли мир, / днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, / днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: / слава в Вышних Богу, и на земли мир, / в человецех благоволение.
· Слава в вышних Богу и на земле мир! / В сей день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. / В сей день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: / "Слава в вышних Богу и на земле мир, / среди людей благоволение!"
Стихира по 50-м псалме,
музыка А. Лядова
музыка Д. Бортнянского
Дальше праздник продолжится в пении канона.
музыка священника Дм. Аллеманова
запевы по 9 песне канона
сербские запевы по 9-й песне канона
греческие запевы по 9-й песне канона
Удивительными словами люди пытаются воспеть Рождество Христово в светильне праздника:
· Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь.
· Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину, / ибо от Девы родился Господь
Обычным напевом
музыка C. Самусенко
музыка А. Архангельского
греческий светилен
Завершается всенощное бдение торжественным пением, можно сказать, гимном Тому, Кто показал нам всем Свет – «Великим славословием»: