Ангел Божий хранит

11.01.2019

11be82cf4d812bf9d1895f96568e48df.jpg

Древнее село Подрелье располагалось на высоком берегу реки Вятки. Жизнь в нем прекратилась много лет назад, но до сих пор эти места и Введенский храм XVIII века привлекают к себе паломников, туристов, фотографов, даже кладоискателей не только из Кировской области, но и из других регионов. О Подрелье говорят, пишут, снимают фильмы. Поездка в старинное село оставила неизгладимые впечатления, заставила, обратившись к истории, задуматься о прошлом и будущем.

 

Добраться до Подрелья оказалось не сложно. По дороге от Вятки в Орлов есть поворот на Зоновщину. Пару километров до деревни без труда преодолели на легковом автомобиле. Свернув влево, можно доехать и до Подрелья, но все-таки лучше эти несколько километров пройти пешком, чтобы полюбоваться красотой леса на крутом берегу Вятки, подышать еловым ароматом и послушать журчание ручья. При желании можно спуститься к реке. Как раз у Подрелья она раздваивается, образуя подобие острова или «рель» – так на Руси называли длинные песчаные косы, намытые водными потоками. По одной из версий, именно от слова «рель» и произошло название села.

Сразу после ручья на пригорке показался старый дом, сложенный из внушительных сосновых бревен. Возможно, раньше он принадлежал подрельским священникам. Отсюда открывается вид на храм, стоящий на холме. Оказавшись в церкви, замечаем, что над главным входом сохранился большой фрагмент фрески с изображением жен-мироносиц и ангела у гроба Господня. На стенах можно разглядеть изображение херувима и еще некоторые росписи. Алтари сохранились лучше всего: штукатурка, краска и лепнина дошли до нашего времени чуть ли не в первозданном виде. К сожалению, как и во многих заброшенных храмах, его стены пестрят многочисленными записями нерадивых туристов. В алтарных нишах много маленьких иконок, а перед ними стоит лампадка. Значит, теплится и здесь молитва к Богу.

В центре пола темнеет пролом в подвал, а высокий купол зияет несколькими большими отверстиями. В некоторых местах крыша храма напоминает лесные полянки, покрытые травой, мхом и маленькими елочками, между которыми удалось заметить пару волнушек. Несколько лет назад здесь росли высокие березы, корни которых разрушали кирпичную кладку, но нашлись неравнодушные люди, которые их спилили. С крыши открываются красивые виды на бескрайние просторы, реку Вятки и ее заливные луга.

Недалеко от алтаря установлен поклонный крест. По данным 1912 года, в церковной ограде было погребено пять человек: крестьянин Степан Никифорович Зонов, купец Симеон Гурьянович Голомидов, матушка Мария Евдокимовна Красноперова, матушка Таисия Николаевна Красноперова, а в 1886 году здесь упокоился священник Василий Николаевич Широкшин. На его надгробии были написаны такие слова: «Почивший здесь примером послужил, как может смерть сразить мгновенно, он тридцать лет, цветя здоровьем, жил, казалось, время отдаленно найдет его утехою семьи, но вдруг уснул навеки, и дети юные, супруга в сиротстве горьком изнывают; одно осталось им в сем мире – лишь приходить к его могиле, горьки слезы проливать и Господа молить, чтоб Он вселил его в раю». Кстати, в 1870-х годах в этом селе служил отец Михаил Тихоницкий, будущий священномученик.

О Подрелье много пишут, иногда и глупости. Например, нецерковные публикации зачастую твердят о страшной мистической атмосфере старинного храма, о призраках. Называют это место жутким, проклятым, чудовищным. Очевидно, что в данном случае фантазии авторов переходят все границы. Не знают они, что при освящении храма при нем поставляется ангел Божий, пребывающий тут до скончания века, даже если церковь будет разрушена. Сердце же верующего человека способно ощутить здесь особое присутствие Божие, Его благодать, рождающую в душе мир и радость…

В тех же несерьезных публикациях мало что говорится об истории храма, а между тем она насчитывает несколько веков. В 1908 году архивариус Вятской епархии В.И. Шабалин отмечал, что в писцовой книге Толочанова за 1629 год значатся «церковь теплая Введенская да церковь холодная Никольская».

435665.png

В 1764 году причт просил разрешение на построение вместо деревянного Введенского храма каменной церкви. В новом храме правый теплый придел освятили во имя апостолов Петра и Павла в 1774 году, левый теплый – во имя свт. Николая в 1776 году, а центральный холодный Введенский придел был освящен в 1788 году.

Метрика 1887 года дает следующее описание храма: «Высота – 15 сажень, длина – 23, ширина – 7,5. Своды в виде круговой дуги, крестовые, опирающиеся на два четырехгранных столба. Стены сплошной кладки из тяжеловесного кирпича. На углах и между окнами поставлены полуколонны. Кровля на холодном храме шатровая, на тёплом – двухскатная. Главка одна. Иконостас холодного храма пятиярусный, старого устройства. Иконы в нем старого письма. Каменная колокольня современна церкви. Среди колоколов есть литые Бакулевыми».

В 1909 году храм был расширен по проекту архитектора И.А. Чарушина. С западной стороны соорудили обширную паперть с двухскатной крышей, а над центральной частью были подняты своды за счет арочной надстройки, на южной и северной стороне которой сделали по четыре окна, пропускавших в храм больше дневного света.

О богатом убранстве церкви свидетельствует опись имущества, составленная в 1924 году. Согласно ей, в вызолоченном иконостасе центрального придела находилось 59 образов. Боковые иконостасы были бронзовыми, в правом – 17 образов, в левом – 18. Прочих икон в храме насчитывалось 99. Среди них – Почаевская, позолоченная в резном киоте, Иверская в медной позолоченной ризе и резном вызолоченном киоте и «Всех скорбящих Радость» в медной посеребренной ризе. Храм освещался тремя посеребренными паникадилами.

Хотя село было небольшим (в 1926 году в нем проживало 97 человек), до революции в Подрелье имелись три школы: церковно-приходская, земские мужская и женская. Кроме того, здесь располагалось волостное правление.

В 1940 году началась кампания по закрытию Введенской церкви. 18 марта на собрании колхоза «8 Марта» Подрельского сельсовета с атеистическим докладом выступила В.И. Халтурина, рассказавшая «о вреде религии, которая была поддержкой для господствующих классов, а для трудящихся – кабалой». Е.Т. Хоробрых заявил, «что церкви надо занять под школы и больницы. Это принесет населению больше пользы». Поддержали или нет выступавших колхозники, не известно, архивное дело об этом умалчивает. Тем не менее, 11 апреля 1940 года исполком Кировского областного совета вынес решение о закрытии подрельской церкви и передаче ее исполкому Халтуринского района «для использования под культурные мероприятия».

Можно догадаться, что ни школу, ни больницу, как о том вещали агитаторы, в храме не устроили. С 1940 года он был занят под зерносклад. В середине прошлого века небольшое село прекратило свое существование, а церковь осталась без всякого присмотра, постепенно приходя в запустение. Еще в 1990-х годах на колокольне стоял шпиль с крестом, но в 2000-х он обрушился. Храм зарастал деревьями и кустарниками. Люди, время и непогода сделали свое дело. Но, может быть, когда-нибудь над высоким берегом Вятки вновь поплывет колокольный звон подрельской церкви? Или ангел Божий все также скорбно будет хранить это святое место, поруганное и оставленное людьми? Время покажет.

Евгений ГОРЕВ

Публикация сайта Вятской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓