Декорация для истории
07.07.2020
Мы порой даже не задумываемся, как творческий гений одного человека может повлиять на восприятие того или иного события либо исторического деятеля. Например, на Бориса Годунова мы глядим глазами Пушкина, а если заходит речь о первом русском царе, в памяти, прежде всего, всплывает художественный образ Иоанна Васильевича, держащего в объятьях безжизненное тело своего сына. Это произошло и с таким историческим событием, как воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам, когда он предложил людям отдать все, что имеют, на создание и снабжение ополчения для освобождения Москвы и первым показал пример такого самоотречения. Константин Маковский в своей знаменитой картине показывает людей, внимающих Минину у стен Нижегородского кремля пред храмом Рождества Иоанна Предтечи, чей праздник мы отмечаем 7 июля. Почему именно это место выбрал художник для своей работы, и что мы знаем о том, как оно выглядело в прежние времена, рассказывает искусствовед Антон Марцев.
В 1896 году художник Константин Маковский (1839 – 1915) представил свою картину «Воззвание Минина» на проходившей под Нижним Новгородом XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке. Взяв за основу композиции вид с Нижнего базара на Ивановскую башню Нижегородского кремля, Маковский навсегда связал его с изображённым событием.
С 2005 года предполагаемое место обращения Кузьмы Минина к нижегородцам называется площадью Народного единства. В её центре установлен новый/старый памятник Минину и Пожарскому, уменьшенная копия знаменитого памятника 1818 года. Площадь стала символом государственного праздника 4 ноября, посвящённого освобождению Москвы от поляков в 1612 году. И это отголосок решения, принятого Маковским при создании самой известной картины про Нижний Новгород.
Привлекательность вида разглядел уже Дмитрий Быстрицкий (1816–?), которому нижегородцы обязаны целой серией работ, показывающих облик города в 1850‑е годы. Например, в 1911 году семнадцать его карандашных и акварельных рисунков, «исполненных способом камеры-обскуры», показывались на организованной Василием Бреевым Мининской выставке¹. К сожалению, сейчас об их местонахождении ничего не известно. Однако 25 ценнейших рисунков Быстрицкого дошли до нас в виде литографий из книги Николая Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода, в двух томах» (1857–1859). В ней и представлено самое старое из известных нам изображений Нижнего базара.
Быстрицкий – художник-любитель без специального образования, но композицию он выстраивает умело и гармонично. Почти в центре – Ивановские ворота крепости. По бокам от них, симметрично, показаны колокольня церкви Симеона Столпника и барабан с главкой Спасской часовни. У подножия съезда изображён деревянный домик, где тогда находились лавки. Налево уходит Верхняя Живоносновская улица (сейчас Кожевенная), и вдалеке видна колокольня Живоносновской же церкви. Венчает эту группу Белая башня кремля. Церковь Рождества Иоанна Предтечи доминирует справа, а перед ней – угол одного из корпусов Гостиного двора. С противоположной стороны всё это уравновешено фрагментом ближайшего к нам здания.
Литография по рисунку Быстрицкого выглядит как эскиз к полноценному живописному пейзажу 1867 года, который выполнен кистью Петра Верещагина (1836–1886). Это первоклассная ведута, сработанная профессионалом.
Однофамилец известного в будущем художника-баталиста, Верещагин окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге и неоднократно изображал Нижний Новгород. Вы можете встретить информацию, что именно за нижегородский пейзаж 1867 года Верещагин получил звание художника², но это не совсем верно, потому что классным художником третьей степени он стал уже по окончании Академии. А вот звание художника второй степени, как следующий шаг в карьере, было получено им в 1867 году сразу за три картины, среди которых одна названная «Рынок в Новгороде»³. Если у Быстрицкого Нижний базар безлюден, то Верещагин охотно показывает жизнь рыночной площади. Он искусно изображает здесь каждую мелочь, вплоть до лежащих на земле соломинок.
Любопытную деталь можно заметить в повторении-варианте 1872 года: на Ивановской башне кремля появилась печная труба, из неё идёт дым.
Монументализация вида — в уже упомянутом «Воззвании Минина» (илл. 1). К началу работы над этой картиной Константин Маковский был зрелым, широко известным художником.

Он прославился произведениями, изображавшими бытовые сцены из богатой «боярской» жизни XVII века.
Благодаря им Маковский был популярен за рубежом, особенно во Франции и Северной Америке. Над сюжетом о Минине он размышлял ещё в 1870-е годы, но тогда дальше эскизов дело не зашло. Новым стимулом стало знакомство с шедевром Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»⁴.
Созданию картины предшествовала большая подготовительная работа. Летом 1891 года Маковский приехал в Нижний Новгород для сбора материала. Воззвание Минина – историческое событие, о котором не так много известно, и в конце XIX века на равных существовало несколько точек зрения на то, где именно случилось обращение к горожанам. Маковского привлёк вид Ивановского съезда, предлагавший почти готовую композицию. Сохранился этюд-эскиз (илл. 6), то ли выполненный с натуры, то ли основанный на фотографии местного художника Андрея Карелина.
Маковский поставил перед собой задачу показать событие как можно масштабнее, для чего выбрал холст под стать: семи метров в высоту и шести в ширину. На картине более ста портретных изображений, масса бытовых подробностей. Как и прежде у Маковского, с мастерством выписаны дорогие ткани и драгоценные предметы, которые здесь сами являются важным персонажем – именно они обеспечат финансовую сторону создания ополчения.
Маковский стремился изобразить прошлое с максимальной достоверностью, но в соответствии с представлениями своего времени. Из‑за этого Ивановская башня получила навершие в духе Никольской башни московского Китай-города, а Иоанно-Предтеченская церковь, хоть и заменена деревянной, во многом повторяет форму той, которую застал здесь художник.
Известно, что сделать своё «Воззвание» пытались Илья Репин и Михаил Нестеров. Но только Константин Маковский смог так убедительно показать этот сюжет в виде законченного произведения. А исторически сложившийся облик нижегородского Нижнего базара предложил ему лучшую декорацию для этой цели.
Антон МАРЦЕВ,
искусствовед
Публикация журнала
Нижегородской семинарии «Дамаскин»
_________
¹ Каталог Исторической Мининской выставки панорамы, устроенной В.И. Бреевым для сбора капитала в фонд построения памятника Козьме Минину и кн. Пожарскому в Нижнем Новгороде. Казань, 1911. С. 9.
² Дмитриевская Г.А. Живописный Нижний Новгород. Первый опыт иконографии. Н. Новгород; Саранск, 2005. С. 109.
³ Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1794–1914. Ч. 2: Биографическая. Петроград, 1914. С. 36.
⁴ Помыткина Л.И. К. Маковский «Воззвание Минина». Кузнецов А.А. Картина К.Е. Маковского «Воззвание Минина» глазами историка. Н. Новгород, 2012. С. 24.