Белёвский доброделатель

18.08.2020

34243243242.jpg

Почему священномученика Петра (Зверева), служившего во многих уголках России и окончившего свою жизнь в Соловецком лагере, с особой теплотой поминают в Белёве, и как всего за несколько лет настоятелю Белёвской Спасо-Преображенской обители удалось превратить монастырь в один из главных центров социального служения на Тульской земле, создав общество трезвости, братство помощи детям, школу, а в военные годы – даже госпиталь, попробуем узнать, обратив взгляд на сто лет назад.

 

Прошлое столетие, ознаменованное правлением атеистической власти и антирелигиозной пропагандой, стало испытанием для Русской Православной Церкви и в то же время породило целый сонм святых новомучеников. Среди них особое место занимает священномученик Петр (Зверев), выдающийся представитель социального служения в Тульской епархии начала XX века, настоятель Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, который много потрудился над его благоустройством и упорядочением богослужебной жизни. При нем монастырь вступил в фазу активного социального служения, благотворительной и образовательной деятельности.

 

Путь поповича

876876878.jpg

Василий Константинович Зверев (в иночестве Петр) родился 18 февраля 1878 года в семье московского протоиерея Константина Зверева и его супруги Анны, в которой росли три сына и дочь. В детстве Василий любил ходить в церковь и помогать отцу во время богослужений, а дома играл в церковную службу. 

В отличие от большинства поповичей, решивших пойти по стопам отца, Василий в семинарию пошел не сразу. До поступления в духовную школу он получил основательное светское образование: закончил Московскую VI гимназию в 1895 году, в 1898 году – историко-филологический факультет Московского университета. В 1898 году после испытаний был принят в число студентов Казанской духовной академии. 

На втором курсе архиепископом Антонием (Храповицким) был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха.

В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Превосходная гуманитарная подготовка помогла ему в дальнейшем: проповеди этого священнослужителя были всегда интеллектуально насыщенными, а Патриарх Тихон обращался к нему как к консультанту по историко-богословским вопросам.

По окончании академического курса иеромонах Петр указом Святейшего Синода от 30 сентября 1902 года назначен на должность Московского епархиального противосектантского миссионера. 

Четыре года спустя он занял пост инспектора Новгородской духовной семинарии.

 

Близ Оптины

3 июля 1909 года будущий новомученик был назначен настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского мужского монастыря Тульской епархии. Иеромонах Петр обладал высоким ростом, сильным голосом и хорошей дикцией, был худощав, с длинными волосами, которые никогда не подстригал, с рыжеватой бородой, ясными голубыми глазами. Когда ему доводилось совершать богослужение и говорить проповедь, по всему храму было слышно каждое его слово. Священник придавал огромное значение участию прихожан в богослужении, в монастыре им было налажено всенародное пение.

04683_20170519_133412.jpg

Иеромонах Петр не ограничивал своего служения стенами вверенной его попечению обители, часто посещал своих прихожан, оказывая им материальную помощь и духовную поддержку. Спасо-Преображенский монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и настоятель имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами. В свою очередь старцы Оптиной пустыни высоко оценили духовную настроенность игумена Петра и часто направляли к нему людей для духовного окормления.

Истовое и неленостное служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех – все это народ сразу почувствовал, оценил и полюбил в новом настоятеле.

 

Сим побеждай

25 ноября 1909 года иеромонах Петр и восемь жителей Белёва подали прошение на имя епископа Парфения об открытии общества хоругвеносцев при Спасо-Преображенском монастыре. Согласно проекту устава общество учреждалось для: ношения хоругвей и икон при крестных ходах; создания и ремонта на средства общества хоругвей, фонарей, крестов, киотов для икон, носимых во время молитвенных шествий; поддержания порядка и благолепия на богослужениях в высокоторжественные дни; оказания помощи и призрения членам общества и их семьям, оказавшимся в тяжелом материальном положении; основания при монастыре благотворительных учреждений и школы.

В январе на прошении об открытии общества появилась резолюция епископа Парфения: «Согласен».

17 февраля 1914 года Тульской духовной консисторией было удовлетворено ходатайство архимандрита Петра о разрешении хоронить членов Братства трезвости не только с запрестольными иконами, но и одной парой хоругвей, сделанных членами Братства на свои средства. На хоругвях был вышит из звезд Святой Крест с надписью вверху: «Сим побеждай».

 

Монастырские заботы

Спокойные годы, которые оставались до начала Первой мировой войны, архимандрит Петр провел в трудах и заботах о монастыре и жителях Белёвского уезда. В начале XX века на территории монастыря присутствовали элементы ландшафтной архитектуры – деревья, хвойные, плодовые и лиственные, изгородь, кресты и памятники монастырского некрополя. К юго-западу от Спасо-Преображенского собора располагалось строение, похожее на часовню или ротонду.

Водоснабжение монастыря было организовано с помощью привозной воды, а также осуществлялось из колодца, находившегося на его территории. Централизованная система водоснабжения с помощью водопроводов, проведенных к монастырским зданиям из городского водопровода, была устроена около 1910 года, видимо, тогда же была устроена хозяйственно-бытовая канализация.

В 1914 году в Спасо-Преображенском монастыре было проведено электрическое освещение.

 

Братство ради трезвости

Совершая поездки по приходам Белёвского уезда, игумен Петр столкнулся с распространенной среди жителей проблемой злоупотребления крепкими напитками. Надо заметить, что проблема борьбы с алкоголизмом в России в 2-й половине XIX – начале XX вв. стояла очень остро и обсуждалась на самом высоком уровне. Первые общества трезвости возникли в России в 1858 году.

Движение трезвенников было стихийным; направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Но вскоре откупщики начали жаловаться, что доходы их резко сократились. Упали также доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. После отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет, хотя проблема злоупотребления алкоголем оставалась актуальной.

18 января 1910 года иеромонах Петр обратился к епископу Тульскому и Белевскому Парфению с прошением об открытии Братства трезвости во имя святителя и чудотворца Николая при Белёвском Спасо-Преображенском монастыре. «Вскоре после прибытия моего в Белёвский Спасо-Преображенский монастырь, – писал он в прошении, – ко мне стали приходить православные люди, прося помочь им в борьбе со страстью пьянства, от которого страдают как сами они, так и их окружающие. Особенно за последнее время увеличилось число лиц, желающих под благодатною сению Святой Православной Церкви оставить свою пагубную страсть и вступить на путь трудолюбивой христианской жизни».

87987678.jpg

Устав Братства, разработанный иеромонахом Петром, предполагал обширную программу деятельности по борьбе с алкоголизмом:

– совершение в воскресные дни вечернего богослужения с чтением акафистов Спасителю, Божией Матери и святым при народном пении;

– расположение трезвенников к усердному посещению храма Божия, хождению на исповедь и к Святому Причастию, исполнению постов и других церковных установлений;

– паломничество к местночтимым святыням с пением священных песнопений;

– проповедь за богослужениями, а также внебогослужебные беседы в храме, в школах, в частных домах о вреде пьянства;

– устройство вне храма чтений, сопровождаемых показом соответствующих картин с помощью «волшебного фонаря»;

– распространение брошюр, книг и листовок, установка витрин с листами, ярко изображающими и описывающими вред употребления алкоголя;

– открытие бесплатных амбулаторий, вечерних классов и библиотек-читален;

– открытие собственных домов Братства трезвости, где можно было бы иметь дешевые чайные и столовые, а также другие благотворительные учреждения, где члены Братства имели бы возможность общаться между собой для взаимного назидания и укрепления в подвигах трезвости;

– ходатайства о закрытии винных лавок и других питейных заведений;

– посильная материальная помощь бедным трезвенникам.

Члены Братства обязаны были строго соблюдать обет полного воздержания от алкоголя и служить образцом и примером для слабых и невоздержанных лиц. Все члены закрепляли свое вступление в Братство служением молебна пред иконой святителя Николая, имена их записывались в синодик для поминовения о здравии во время богослужения.

Нарушивший обет воздержания подвергался первый раз внушению и увещанию священника, а за вторичное нарушение исключался из Братства. Исключенный вновь принимался после сердечного раскаяния и продолжительного испытания.

Членам Братства вменялось в обязанность воздерживаться от сквернословия. Они также должны были братски поддерживать и укреплять друг друга в борьбе с пьянством, причем более твердые и сильные в исполнении обета призывались поддерживать своими советами, внушениями и ободрениями колеблющихся и слабых трезвенников. Вдове и детям умершего члена Братства в случае серьезной необходимости оказывалась материальная помощь.

22 марта 1910 года в Тульской духовной консистории слушали прошение иеромонаха Петра о разрешении открыть при монастыре Братство трезвости. Тульская духовная консистория предписала внести изменения в проект устава, предварительно согласовать открытие Братства с тульским губернатором и представить устав на утверждение Святейшего Синода. 7 августа 1910 года тульский губернатор Д.Д. Кобеко сообщил епархиальному начальству, что с его стороны не имеется препятствий к открытию Братства трезвости при Белёвском Спасо-Преображенском монастыре.

В 1911 году число лиц, пожелавших вступить в Братство трезвости, достигло 160 человек.

К 1913 году Братство трезвости существовало уже почти в течение трех лет, но несмотря на ходатайство перед Святейшим Синодом, никаких известий о разрешении на открытие Братства не поступало, не был утвержден и его устав. Поэтому архимандрит Петр вновь обратился к епископу Парфению с просьбой об открытии Братства трезвости. Его деятельность признали полезной, и 3 октября 1913 года было получено благословение на его открытие.

 

Братство в защиту детей

1 ноября 1910 года архимандрит Петр обратился к епископу Парфению с прошением об открытии Алексеевского Братства призрения и воспитания бесприютных и нравственно покинутых детей. Для приюта неизвестным благодетелем были пожертвованы домик с фруктовым садом и две тысячи рублей. Открытие этого братства, названного в честь цесаревича Алексея, было приурочено к 300-летию царствования Дома Романовых.

Среди задач Алексеевского братства были:

– охрана и защита детей от неблагоприятных влияний среды, родственников и посторонних лиц;

– открытие учреждений для призрения, воспитания и обучения детей (столовые, ясли, приюты, убежища, школы, ремесленные заведения и т.п.);

– передача детей на семейное и общественное попечение;

– издание листовок, брошюр и др. печатных материалов, посвященных вопросам детской помощи, распространение их путем продажи и бесплатной раздачи;

– издание и распространение книг для детского чтения;

– организация постоянного наблюдения членами Братства в уездах Тульской губернии за детьми, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в помощи.

Управление делами Алексеевского Братства возлагалось на совет, состоящий из председателя, его товарища и десяти членов, а также на общее собрание. Совет Братства возглавлял архимандрит Петр, который руководил деятельностью благотворительных учреждений.

Все учреждения Братства содержались на средства, поступающие в его кассу. Это были доходы от духовных чтений и концертов, устраиваемых в пользу Братства, церковный кружечный сбор, сборы по подписным листам Братства в пределах Тульской епархии, имущество разного рода, завещанное благотворителями, пособия из епархиальных сумм, отпускаемые на развитие деятельности Братства, доходы от изданий Братства и т.п.

454353453.jpg

В учреждения Алексеевского братства принимались дети обоего пола и всех возрастов, начиная с грудного. Передавая детей на семейное попечение, члены Братства устраивали их преимущественно в крестьянские семьи, пользуясь указаниями и рекомендациями местных священников, на которых возлагалась обязанность наблюдать за жизнью подопечных детей и сообщать об их воспитании и обучении совету Братства раз в полгода. Семьи, приютившие детей, получали от совета плату. Передача детей на общественное попечение осуществлялась путем их устройства в городские, земские и церковно-приходские благотворительные учреждения как бесплатно, так и за плату.

 

Школа для всех

Сироты, устроенные Братством в семьи, должны были посещать школу. С этой целью архимандрит Петр в сентябре 1913 года открыл церковную школу, в которой в 1913-1914 учебном году обучались 47 детей. Первоначально для школы было отведено здание сторожки при Тихвинской монастырской часовне на Козельской улице, которое оказалось весьма тесным и вряд ли могло вместить сто детей, которых предполагалось обучать в школе уже в будущем учебном году.

По замыслу настоятеля новая школа должна быть расположена при Тихвинской часовне и оборудована всеми удобствами и помещениями для платных и бесплатных чтений. Составив план проекта и смету на строительство новой школы, 3 июля 1914 года архимандрит Петр подал рапорт в Тульскую духовную консисторию с просьбой о разрешении взять 4000 рублей из свободного монастырского капитала, заключающегося в процентных бумагах и хранящегося в Государственной Сберегательной кассе при Белёвском Казначействе. Определением епархиального начальства от 19-20 октября 1914 года было разрешено строительство школы.

 

В ветрах войны

Мирный ход монастырской жизни нарушило известие о начале Первой мировой войны. С первых дней войны архимандрит Петр совершал торжественные молебны о даровании победы и о здравии воинов, по павшим воинам служил панихиды. Для поднятия молитвенного и патриотического духа населения о. Петр с членами Братств и Общества хоругвеносцев устраивали крестные ходы, порой число участников таких шествий достигало нескольких тысяч человек.

Важная роль в оказании необходимой помощи нуждающимся на епархиальном уровне отводилась православным монастырям, предоставлявшим беженцам, раненым и больным воинам полный пансион (жилье, питание, одежду), организовавшим санитарные отряды из монашествующих для отправки на фронт, создавшим школы и приюты для детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Вследствие занятия войсками помещения Белёвского духовного училища Спасо-Преображенским монастырем было отведено для учащихся помещение на 40 человек, причем братия, проживавшая в нем, разместились в других весьма тесных кельях.

В монастыре был устроен лазарет для раненых и больных воинов на двенадцать коек, пять из которых находились на полном содержании монастыря; на эти цели было израсходовано около 1700 рублей. По личной инициативе архимандрита Петра под лазарет были отведены его хорошо оборудованные келейные покои, а сам настоятель переселился под колокольню в тесное помещение.

По предложению архимандрита Петра в Белёве в 1915 году был открыт Комитет по оказанию помощи беженцам духовного звания; епархиальным начальством он был назначен председателем правления комитета. Для двух семей беженцев из духовного сословия было отведено помещение при Тихвинской часовне монастыря, в обители нашли приют ученики-беженцы и псаломщик-беженец, которому бесплатно предоставили квартиру с отоплением, освещением и стол.

Настоятелем монастыря был организован кружок лиц, работавших в Белёвской уездной земской управе, которые в течение 1915 года сшили 90 теплых халатов для пациентов госпиталей и белье на 100 человек для отправки в армию.

Архимандрит Петр на свои личные средства приобрёл 240 Евангелий и около 3000 образков Святой Троицы для раздачи воинам.

За 1915 год женам и детям погибших воинов были выданы 2562 бесплатных обеда, двое оставшихся сиротами детей погибших воинов находились в монастыре на полном содержании. Ежемесячно в течение 1915 года монастырь делал отчисления по 15 рублей (всего 180 рублей в год) для членов семей лиц, призванных на войну.

 

В армии

25 октября 1916 года Святейший Синод постановил направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской деятельности в Североамериканской епархии. Епископ Парфений так охарактеризовал личность отца Петра в докладе обер-прокурору Святейшего Синода Н.П. Раеву: «Добрых качеств, в отправлении своих обязанностей исправен и весьма усерден; своею службою он привлекает в монастырские храмы много молящихся; обладает даром слова и своею жизнию производить благотворное влияние на монашествующих; в хозяйственных делах обнаруживает опытность и распорядительность. Для миссионерского служения он вполне способен».

full_1262036612.jpg

Однако поездка не состоялась – отец Петр был назначен проповедником в Штаб особой армии в ведение протопресвитера Георгия Шавельского, где и пробыл до революции 1917 года. По воспоминаниям Ирины Михайловны Картавцевой, духовного чада архимандрита Петра, он служил в прифронтовой полосе, адрес его был тогда такой: п/о Домбровица Волынской губернии. 

В 1917 году будущий новомученик был переведен настоятелем в тверской Троице-Желтиков монастырь, в 1918 году священнослужителя взяли под стражу как заложника, но вскоре освободили.

15 февраля 1919 года в Москве он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. После этого владыка переехал в Нижний Новгород, где жил в Печерском Вознесенском монастыре. В мае 1921 года он был арестован, помещен в московскую Бутырскую, затем в Таганскую тюрьму, позже переведен в Петроград.

После освобождения в апреле 1922 года архипастырь был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Он активно противодействовал распространению в Тверской епархии обновленчества, что стало причиной ареста архиерея в ноябре 1922 года; в 1923 году владыку Петра приговорили к ссылке, которую он отбывал в Казахстане. Освобождение последовало в конце 1924 года.

После возвращения епископ Петр в 1924 году был назначен временно управляющим Московской епархией, в середине 1925 года его направили в Воронеж, а в январе 1926 года назначили правящим Воронежским архиереем с возведением в сан архиепископа.

В конце того же года архиерей был вновь арестован, находился в заключении в московских тюрьмах, в 1927 году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, впоследствии переведен в отделение лагеря на Анзерском острове, где скончался от тифа.

4533454.jpg

9 июня 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей священномученика Петра. После продолжавшихся в течение трех дней работ 17 июня мощи были обретены и ныне находятся в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 года причислил архиепископа Петра к лику святых.

Священномученик Петр (Зверев) личным примером показал образ истинного пастыря и в полной мере исполнил евангельские заповеди Христа. Нам, христианам XXI века, по справедливости необходимо оценить и увековечить память новомучеников в назидание последующим поколениям и на пользу самим себе.

Т. Евсеева

В основе материала –
публикация сайта Тульской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓