Педагог ко Христу

02.12.2020

2020-04-24_314-215585_595.jpg

В октябре 2020 года исполнилось 90 лет со дня кончины Ивана Яковлевича Яковлева – великого просветителя чувашского народа, целью своих трудов поставившего просвещение родных ему по крови людей и через просвещение – приведение их ко Христу. Большую часть своей жизни он прожил в Симбирске, где основал чувашскую учительскую школу и стал инициатором открытия при ней домового храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

 

Иван Яковлевич родился в 1848 году в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии. Его мать умерла после родов, и младенца приютили соседи. Фамилию и отчество Иван Яковлевич получил от крестного отца. Он получил образование в Бурундукском удельном и Симбирском уездном училищах, а также в Симбирской классической гимназии. Уже во время учебы у него появился первый ученик: молодой человек пришел из родной деревни Яковлева, чтобы получить образование, и Иван начал готовить его к учебе. Впоследствии этот ученик стал педагогом Среднетимерсянской школы, а потом и священником-миссионером в чувашских приходах нынешнего Тетюшского района Татарстана.

Чувашская народная учительская школа, преобразованная в училище, готовила учителей для церковно-приходских и народных школ. Главной целью для Яковлева было через образование привести чувашей ко Христу.

С самого детства Иван Яковлевич видел, что его родные крещены, но ходят в церковь редко, ссылаясь на непонимание богослужения. В XIX веке в чувашских деревнях русским языком владели единицы. А в храмах служили на церковнославянском языке исключительно русские священники. Чтобы преодолеть эту проблему, было необходимо создавать национальные школы в деревнях и сделать богослужение понятным и доступным.

019-1.jpg

Симбирская чувашская школа стала форпостом переводческой деятельности; в первую очередь были переведены книги Священного Писания. С течением времени занялись переводом и богослужебных книг: всенощного бдения, Божественной литургии, таинств и треб, воскресных и праздничных последований служб. В результате этой деятельности появился минимальный комплект текстов, которые необходимы для совершения богослужений, появилось чувашское священство.

По уставу Симбирской чувашской школы каждый день начинался и заканчивался общей молитвой воспитанников; на двунадесятые и великие праздники ученики присутствовали на всенощной и литургии. Когда количество воспитанников возросло и стало затруднительно посещать богослужения в приходских храмах, возникло решение о строительстве своего. Школа располагалась на берегу Свияги в нескольких одноэтажных помещениях. Для храма выделили одно из зданий, в котором размещалась столярная мастерская и библиотека. Впоследствии его перестроили, добавив апсиду для алтаря и второй этаж, где разместился музыкальный класс.

В программу обучения обязательно входило церковное пение. Специально для хора чувашские богослужебные песнопения были положены на церковную музыку. Этим занимался директор Петербургской певческой капеллы Степан Смоленский – он с Иваном Яковлевичем учился в Казанском университете.

Любопытный факт: на отпевании известного педагога и просветителя Ильи Николаевича Ульянова (отца небезызвестного В.И. Ленина – прим.) песнопения исполняли два хоровых коллектива, одним из которых был хор учащихся чувашской школы.

hram-posle-perestrojki-9polosa.jpg

Храм чувашской школы в Симбирске после перестройки

В 1919 главный идейный вдохновитель чувашского просвещения ушел на пенсию. И для него начался период гонений: Яковлева стали обвинять в сепаратизме и национализме. В 1922 году Иван Яковлевич покинул Симбирск и переехал в Москву. В 1930 году патриарх чувашского народа умер. Несмотря на высказанное им желание быть погребенным на территории созданной им школы, рядом с храмом, Ивана Яковлева похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.

Чувашский народ должен помнить своего просветителя. Благодаря Ивану Яковлевичу в селах Нижние и Верхние Тимерсяны, Новые и Средние Алгаши, Богдашкино, Кайсарово появились храмы и школы.

В назидание потомкам Иван Яковлев составил Духовное завещание чувашскому народу, исполненное любви к нему и боли за его будущее. Главный завет просветителя – это вера: «…Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный»

Иерей Владимир МАНЯКОВ

Публикация газеты «Православный Симбирск»

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓