Церкви-автомобили на дорогах мира и России

13.01.2021

Screenshot_7-768x558.png

Вопрос о том, как передвигаться миссионерам и священникам, посещающим селения, где нет своего храма, стоял с очень давних времен. Священнослужители шли пешком, путешествовали на различных водных судах, использовали гужевой транспорт и даже оленьи или собачьи упряжки. С развитием сети железных дорог появились вагоны-церкви, которые позволяли доставить в труднодоступные прежде места не только священника, но и полноценный храм со всеми необходимыми атрибутами. Появление на дорогах автотранспорта в начале XX века поставило вопрос о создании передвижных храмов на основе автомашин. Какими были первые проекты, и как эта идея находит воплощение в наше время?

 

Храмы постепенно становились все мобильнее, удобнее для передвижения и уже не зависели от направления рельсов или рек. В 1913 году российский журнал «Водные пути и шоссейные дороги» написал о появлении в Соединенных Штатах автомобиля-церкви, устроенного «Catholic Church Extension Society» для миссионерских целей и обошедшегося в 9 тысяч долларов. По внешнему виду он напоминал обыкновенный вагон длиной 5,48, шириной 2,05 и высотой 3,48 метра. Пол вагона располагался на высоте 1,16 метра. Вес его был около 6 тонн. Шасси – типа Alco последней модели; имелся электрический генератор Vesta для внутреннего и наружного освещения.

 Screenshot_1-29.png

Наружный вид храма-автомобиля
Водные пути и шоссейные дороги. № 6. 1913 г. С. 272

Этот уникальный автомобиль курсировал на западе и северо-западе Штатов в местностях, удаленных от церквей. Прибыв на место, он раскрывался: стенки раздвигались в стороны, и получался алтарь, изображенный на рисунке.

 Screenshot_2-7.png

Храм-автомобиль в раскрытом виде
Водные пути и шоссейные дороги. № 6. 1913 г. С. 272

На середине престола располагалась дарохранительница с распятием, светильниками и чашами по сторонам. Автор заметки писал: «Пол часовни, на котором находится священник, задрапирован занавесками, спадающими до земли и скрывающими находящиеся под полом колеса автомобиля; по краям он обнесен поручнем, а спереди с него ведет на землю небольшая лесенка. Во время холодов или ненастья над часовней раскидывается шатер, защищающий молящихся от непогоды. Внутри вагона имеется также исповедальня, орга́н и другие принадлежности церковной службы. По окончании службы престол отодвигается внутрь вагона, и при этом освобождается место для помещения в пути миссионера. Помещение приспособлено для двух человек, в нем имеются: шкап для книг, пишущая машина, кухонныя принадлежности и место для провизии. Другое отделение заключает в себе умывальник с принадлежностями, погребец, аптеку и стол».

 Screenshot_3-2-768x497.png

Походная церковь в автомобиле. Внешний вид.
На кузове автомобиля – герб Бельгии
Нива.
№ 36. 1916 г. С. 590

С началом Первой мировой войны храмы на колесах появились и в Европе. В журнале «Нива» в 1916 году публикуются фотографии церкви во имя святой Елизаветы. Богатый антверпенский коммерсант, переехавший в Голландию, подарил ее королю Альберту для нужд бельгийской армии.

 Screenshot_4-2-768x581.png

Походная церковь в развернутом виде
Нива. № 36. 1916 г. С. 590

На бескрайних просторах Соединенных Штатов в разгар всеобщей автомобилизации тоже стали появляться мобильные храмы и часовни.

По сути, второе дыхание идея храма-автомобиля обрела уже в наши дни. По благословению председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископа (ныне митрополита) Белгородского и Старооскольского Иоанна на Донецком металлургическом заводе в 2003 году был построен новый миссионерский состав, который включал в себя храм-автомобиль во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных и «штабной» вагон (также на автомобильных колесах) с трапезной, кухней и спальными купе.

 Screenshot_5-768x574.png

Ford Model TT Mobile Chapel 1923 г.

Храм-автомобиль предназначен для миссионерских экспедиций в отдаленные регионы России, в населенные пункты, не имеющие храмов. Как выразился тогда владыка Иоанн, «главная цель храма на колесах – доехать до каждого сердца. Ведь очень много людей крещеных, но не просвещенных. Мы попытаемся исправить ситуацию». Первая экспедиция миссионерского автопоезда прошла весной 2004 года в Калмыкии и Адыгее.

А в 2014 году этот храм принял участие в духовном обеспечении полевых сборов войск радиационно-химической и биологической защиты Западного военного округа. Митрополит Курский и Рыльский Герман и священнослужители совершали там Божественные литургии и крестили множество солдат.

 Screenshot_6-768x513.png

Передвижной храм во имя Архистратига Михаила
и прочих Небесных Сил бесплотных

Не остался в стороне от интересной идеи и, например, Волгоград. В 2006 году на Волгоградском заводе транспортного машиностроения был изготовлен передвижной храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Заказала его Московская епархия для окормления военнослужащих на учениях.

А к 9 мая 2010 года на Мамаев курган на несколько дней привезли передвижную церковь святителя Николая Чудотворца, собранную на этом заводе. В походном виде воинский храм-прицеп длиной в 15,5 метров практически не отличается внешне от военной техники и также окрашен в защитный цвет. Паперть, лестница и боковые пределы складываются как трансформер, а из крыши выдвигается купол с крестом.

Вскоре передвижной храм отправили в войска. Его освятили руководивший тогда сектором Воздушно-десантных войск при Синодальном «армейском» отделе протоиерей Михаил Васильев и волгоградские священнослужители – отец Георгий Лазарев и отец Вячеслав Жебелев.

Передвижные храмы создал в соавторстве с другими инженерами конструктор Волгоградского завода транспортного машиностроения Юрий Еремин, более сорока лет занимавшийся разработкой боевой техники. В процессе работы ему пришлось просчитать более сотни различных вариантов, и в итоге удалось сделать практически невозможное: вместо 40-50 молящихся, как было указано в проектном задании, храм стал вмещать 120 человек.

 Screenshot_8-768x576.png

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2006 г.
Фото Сергея Иванова

Первая автомобильная церковь построена на базе полуприцепа длиною 12 метров и в собранном состоянии ничем не отличается от обычного большегрузного фургона. Прицеп площадью 29 квадратных метров раскладывается подобно игрушке-трансформеру за счёт раздвижных фрагментов на особой системе шарниров.

Такие внушительные габариты достигаются при помощи уникальной стальной конструкции, позволяющей за короткий срок увеличить исходные параметры. Причём храмовое помещение растёт в размерах и в высоту, и в ширину. Удалось конструктору выполнить и все требования автоинспекции и ГОСТа для передвижения транспортных средств по дорогам. Построенный храм оказался очень мобилен: при грузоподъёмности прицепа в 20 тонн его реальный вес составляет около 6,5 тонн. Так что при транспортировке передвижного храма водитель сможет спокойно развить приличную скорость. По прибытии на место церковь приводится в рабочее состояние за три часа бригадой из трёх человек. А с простейшими механизмами раскладывания всей конструкции могут справиться и сами священнослужители.

Второй автомобильный храм – воинская передвижная церковь во имя Николая Чудотворца – коренным образом отличается от первой модели. Ходовая часть храма адаптирована для российских дорог: установлены немецкие мосты BPW, для его перевозки подходят все виды тягачей. Сам механизм раскладывания стал еще проще – теперь чтобы развернуть конструкцию, достаточно двух человек. Также удалось существенно увеличить пространство: общая площадь храма стала превышать 55 квадратных метров.

 Screenshot_9-768x577.png

Армейский храм на учениях

При проектировании церкви учли и продумали все мелочи, которые при кочевой жизни становятся просто необходимыми. В фургоне хватило места для священнической кельи, умывальника, водонагревателя, автономной аккумуляторной батареи. В самом храме располагается алтарь с иконостасом. Все иконы, подсвечники и вся другая утварь прочно крепятся к стенам и полу, а купол с крестом опускаются вовнутрь, чтобы он не пострадал при движении. В новом варианте мобильного храма тщательно просчитана система вентиляции, купол выполнен из высококачественных материалов с покрытием титана под золото.

В оформлении обеих церквей участвовали всем миром: из Москвы доставили купол с крестом, иконостас сделали волгоградские художники – отец и сын Лысиковы, а расписали его иконописцы из Софрино.

Руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Волгоградской епархии священник Георгий Лазарев на освящении уникального творения тогда отметил, что передвижные храмы очень востребованы и особенно пригодились бы в отдаленных от цивилизации районах, местах воинской дислокации.

Сергей ИВАНОВ,
сотрудник отдела Волгоградской епархии
по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, кандидат философских наук

Публикация журнала «Царицын Православный»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓