Тайны подземелий

19.03.2021

5436545323.jpg

Христианство как религия гонимых начиналось в мрачной тесноте катакомб. Да и позже подземелья, крипты, скрытые в земле ходы имели определенное значение в жизни христиан. Известно, что прокладывать подземные ходы к храму было традиционным и в практике русского церковного строительства.

 

Вплоть до середины ХIХ века при закладке новой церкви мастеровые предусматривали подземные ходы, по которым в случае крайней необходимости можно было покинуть здание. В народе сохранилось большое количество легенд о потайных ходах из церквей (особенно сельских, ХVIII-ХIХ веков).

Как правило, подземная галерея начиналась из подвала здания церкви. Зачастую в смутные времена расположенные под церквями подземелья использовались как хранилище храмовых ценностей (иконы, книги и так далее).

Секретами подземелий всегда владели немногие посвященные. Эти секреты передавались устно и в глубокой тайне. В архивах не встречаются документы о подземных сооружениях, так как обычно подземные тоннели не заносились в реестры недвижимого имущества. Преднамеренная секретность и отсутствие письменных источников способствовали утрате правдивой информации о точном месторасположении подземных ходов. А человеческая память слаба: она теряет достоверные факты, перенося их из поколения в поколение.

4542434.png

В 1949 году подтвердилась легенда о существовании подземной системы сообщений между двумя церковными помещениями в селе Миасском Челябинской области, которая связывала старинную церковь Ильи Пророка и дом священнослужителя (расстояние между зданиями – 130 метров). Это выяснилось при проведении земляных работ в парке отдыха, когда в вырытой траншее обнаружился облицованный кирпичом сводчатый коридор шириной около полутора метров.

В ходе моего наблюдения в 2013 году за строительством напротив церкви пятиэтажного жилого дома ни одна из вдавливаемых техникой в котлован железобетонных опор не провалилась в подземную полость на месте предполагаемого существования подземного хода. Но учитывая приличное расстояние между опорами, можно предположить, что строители просто не попали сваями в подземную коммуникацию.

3543321.png

Маловероятным и технологически неосуществимым делом кажется возведение подземных тоннелей около церкви в местности с близкими к поверхности грунтовыми водами и источниками. Тем не менее, в 30 метрах от бывшего особняка священнослужителя на берегу реки Миасс до наших дней сохранился водонепроницаемый кирпичный подвал с арочным перекрытием дореволюционной постройки. Среди старожилов села Бродокалмак существует поверье о наличии многочисленных разветвленных подземелий, которые связывали Прокопьевскую церковь с окрестными каменными домами священнослужителей. Возможно, на один из таких тоннелей в 1908 году наткнулись строители при углублении котлована под фундамент главного корпуса здания средней школы. Спустя полвека там же в ходе земляных работ был обнаружен семейный склеп приходского священника.

56452.png

По воспоминаниям старожилов села Сугояк, часть утвари и ценные оклады с икон церкви Ильи Пророка жители в 20-е годы прошлого столетия спрятали под зданием храма или под каменным добротным домом священнослужителя, стоящим через дорогу от Ильинской церкви. Там они и лежат до сих пор. Опять же по легендам, существовал подземный ход от церкви к дому и однажды обрушился. 

Старожилы села Беликуль неоднократно уверяли меня в том, что их прадеды рассказывали о наличии подземной галереи, ведущей от Богородицкой церкви в сторону близлежащего озера и выходящей в береговой обрыв водоема. Скорее всего, легенда о существовании подземных коммуникаций храма обусловлена обширными складскими помещениями, находящимися под основанием церкви. В Шадринском архиве в «Першинской летописи» М.П. Бирюкова за 1917 год говорится, что под Беликульским храмом располагаются обширные склады, в которых состоятельные мужики хранят свои сундуки с ценным имуществом.

Тщательному исследованию подвальных помещений Богородицкой церкви мешает полутораметровый слой мусора (кирпич, навоз). По этой причине мне и челябинскому краеведу Ю.В. Латышеву при исследовании в 2018 году подземных коммуникаций под церковью приходилось постоянно наклоняться, чтобы не задеть головой нависавшие потолки коридоров и подвальных помещений.

Обвал и просадка грунта позволяют сделать подземные ходы видимыми. В исследовательском плане любопытен земляной провал неподалеку от церкви святых апостолов Петра и Павла в селе Нижнепетропавловское. Впервые тогда еще небольшую земляную полость я и челябинский спелеоархеолог В.И. Юрин осмотрели в 2015 году. Владимир Иванович выдвинул предположение, что образовавшийся провал является следом семейного склепа или подземного хода, ведущего от здания церкви к близлежащему дому священника.

Со временем провал в земле значительно расширился, и сегодня в нем стали заметны следы кирпичной кладки. Владеющие методом биолокации исследователи тайн прошлого нанесли на схему и наметили для меня предполагаемые, на их взгляд, очертания многочисленных подземных ходов, выявленных вокруг нескольких старинных церквей. Проверить достоверность полученных планов подземных сооружений пока не представляется возможным. Но, кто ищет, тот всегда найдет…

 

Владимир ГИРНИК,
специалист по сохранению объектов культурного
и исторического наследия
Красноармейского муниципального района
Челябинской области

 

А где еще на Южном Урале
есть таинственные церковные подземелья?

Иерей Сергий Топычканов, настоятель храма Вознесения Господня в селе Багаряк: Под нашим храмом, вероятнее всего, существуют подземные ходы. Раньше это была башкирская территория, сам храм стоял, как крепость, вокруг него была каменная стена. Если ход был, скорее всего, он вел к воде, чтобы можно было выдержать осаду. В Багаряке было два башкирских бунта, один из них – 1704 года – даже зафиксирован в житии праведного Симеона Верхотурского.

Также в селе Огневском ходят легенды, будто из Ильинского храма под озером прорыт тоннель до Сретенского храма в Клепалово. Жители в Огнево об этом рассказывают, но документальных подтверждений нет. Вот в Ларино я никогда таких легенд не слышал, но там и храм был построен в 1902 году, нужды рыть тайные ходы уже не было.

Иерей Игорь Марков, настоятель Покровского храма в селе Большой Куяш: Такая легенда у нас тоже есть. Что подземный ход прямо из алтаря был – выходил на берег озера. В1937 году храм начали разрушать, но перед этим в стенах церкви спрятали драгоценности. Через какое-то время знающий человек приехал, достал эти ценности и через подземный ход ушел, его через какое-то время поймали. Но то, что ход был, местные жители подтверждают. Многие даже застали дверь в этот ход – она была приоткрыта и настолько заржавела, что ее не могли полностью открыть. При реставрации храма ее засыпали щебенкой и залили бетоном.

Монахиня Феодосия (Новгородцева), старшая сестра монашеской общины села Булзи: Конечно, и в нашем Покровском храме эта легенда была, но мы ничего не нашли, когда его вычищали. В монастырях особенно любят такие легенды, и основания для этого есть. Сестры, действительно, рыли ходы, через подземные ходы уходили, когда осаждали противники. Особенно опасными были набеги кайсаков. Вот в Далматовском монастыре наверняка такие ходы были: монастырь окружен высокими стенами с бойницами. А у нас в Булзях и на заимке Свобода было спокойно. Единственное, что монахини строили большие подвальные помещения, хранилища; может быть, и молились в этих подземельях. Позже искатели сокровищ нашли старые погреба, приняли их за тайные ходы и перерыли все вокруг.

Иерей Констатин Семенов, настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов, город Кыштым: В Кыштыме было четыре храма, но такие легенды ходили только по поводу нашего. Люди говорили, что от Белого дома (построенная Никитой Демидовым усадьба – прим.) за край города выходил тайный ход. А раз Демидов его выкопал, и он же строил первую церковь, почему бы ему не прорыть тоннель и под храмом? Часть прохода от усадьбы Демидовых реально существует, а вот каких-то пустот под нашим храмом мы не обнаружили. Я считаю, что выкопать здесь подземелье невозможно просто физически: церковь стоит на скале. Когда мы делали скважину, два бура сломали. Еле-еле шестнадцатиметровую скважину вырыли.

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓