--

Доброделание Кукарки

25.10.2021

46532454.jpg

В XIX веке по всей России основывались различные благотворительные общества, приюты и дома призрения. Не отставала от крупных городов и слобода Кукарка на юге Вятской губернии (сейчас город Советск Кировской области). Стараниями управляющего Вятской удельной конторой П.В. Алабина и при поддержке местного купечества в 1861 году в Кукарке открылась богадельня для нищих и убогих.

 

Кукарская богадельня

В «Кратком очерке слободы Кукарки» читаем: «На главной площади находится богадельня деревянная на каменном фундаменте, покрытая железной крышей, с баней и другими необходимыми службами. Этим благотворительным учреждением, открытым 25 сентября 1861 года, Кукарка обязана бывшему крестьянину, ныне купцу Дмитрию Прокопьевичу Якимову, основавшему богадельню с согласия своего тестя крестьянина В.И. Самоделкина. В ней 38 кроватей для мужчин и женщин, из них десять содержатся за счёт Якимова, пять – за счёт Самоделкина, остальные – за счёт общества». На волостного старшину была возложена обязанность еженедельно собирать через десятских всех бродящих по слободе нищих и делать им разбор. Местных нищих, неспособных к работе, отсылать в богадельню, способных же – подвергать взысканиям, а прибывших из других мест отсылать домой, так как каждое общество само должно заботиться о своих бедных.

452343.jpg

С 1867 года средства на содержание богадельни поступали за счёт уездного земского сбора, но всё-таки самую большую поддержку продолжал оказывать Д.П. Якимов: он пожертвовал десять тысяч рублей, чтобы проценты с них, примерно 400 рублей в год, шли на содержание богадельни. Со смертью Дмитрия Прокопьевича в 1874 году его дело продолжил сын Дмитрий Дмитриевич. Желавшие жить в богадельне принимались по удостоверению врача о неспособности к труду – это были преимущественно самые бедные, не имеющие родственников. При переходе богадельни на попечение земства в ней проживало от 40 до 45 человек. 

Находилась она напротив Успенской церкви. Это здание существует и сейчас.

4653243.jpg

Фото Советского краеведческого музея

В те годы шла война на Кавказе, в Польше вспыхнуло восстание. Кукарские крестьяне решили обеспечить семейства призванных на службу солдат, рассудив так: тяжело воевать тем, кто оставил дома детей без куска хлеба. Некоторые были взяты на содержание родственниками, остальным стали выдавать ежемесячно рожь. Кроме того, было решено составить из добровольных пожертвований капитал, проценты с которого тратить на «содержание семейств тех солдат, которые по воле Божьей не воротятся на родину».

 

Дом трудолюбия

Нуждающиеся трудоспособные мужчины и женщины в возрасте 20-45 лет могли надеяться на небольшие денежные пособия и бесплатные обеды, но работу найти было непросто: человек в лохмотьях, истощенный, порой без документов, практически не имел шансов получить работу. От безысходности многие становились на преступный путь. Кто-то и вовсе не хотел трудиться…

456453424354.jpgПервый указ, в котором говорится о работном доме, куда следовало принудительно помещать «молодых ленивцев», дабы они там получали «пропитание работой», был издан императрицей Екатериной II в 1785 году. До 1895 года в России было учреждено 52 дома трудолюбия. Затем вышло положение о попечительстве под покровительством императрицы Александры Феодоровны для оказания помощи при открытии новых домов трудолюбия и поддержания существующих. Через три года их было уже сто тридцать!

В «Календаре Вятских ведомостей» за 1894 год находим следующую заметку:

«Мы подаём кусок хлеба, который бедняк с озлоблением отталкивает, потому что остаётся без крова и без одежды и не может обойтись одним хлебом. Мы подаём нищему монету, чтоб отделаться от него, и осознаём, что ещё глубже вталкиваем его в нужду, так как он пропьёт данную ему милостыню. Мы даём одежду раздетому, но напрасно, ибо он возвращается к нам в таких же лохмотьях…

Следя за общественной жизнью Кукарки, мы с отрадным сердцем замечаем, что на смену невежеству, закостенелости и неподвижности в купеческом обществе всё больше развивается струя просвещения… Мы говорим об открытии 4 ноября минувшего года Общества Дома трудолюбия, общий капитал которого составил 3800 рублей единовременных пожертвований и около 1000 рублей ежегодных членских взносов. Основные средства внёс почётный гражданин Кукарки Д.Д. Якимов. Предполагается открыть наёмное помещение для Дома трудолюбия».

В первый год на полном содержании в нём проживало 28 человек, из них девятнадцать – дети от четырёх до тринадцати лет.

Чем занимались в Доме трудолюбия? Например, мастерами Самоделкиными была организована сапожно-башмачная мастерская, где обучались четыре мальчика. К концу года они умели шить простую обувь. В дальнейшем были открыты женская рукодельная, ткацкая и паклевая мастерские, дешёвая столовая и чайная. Овощи с двух огородов шли на еду в Дом трудолюбия. В 1901 году кружева, обувь и чулочные изделия, изготовленные в Доме трудолюбия, участвовали во Всероссийской кустарно-промышленной выставке.

 Учебная мастерская в Нижегородской губернии.jpg

Учебная мастерская в Нижегородской губернии

Кроме постоянно живших в Доме трудолюбия было много приходящих, которые работали и питались там, а ночевать уходили домой. Например, так поступали жители окрестных волостей. За продовольствием приходили девочки из кружевной школы, так что число призреваемых и продовольствуемых доходило до 110 человек.

На открытие при Доме трудолюбия библиотеки председателем Яранского уезда было прислано 158 книг. Императрица Александра Феодоровна подарила книгу «Российский царственный Дом Романовых». Жительница г. Москвы Александра Николаевна Стрекалова передала 17 библиотечек, содержащих 795 экземпляров книг.

С 1898 года правление Дома трудолюбия стало хлопотать о постройке собственного здания. В 1904 году был возведён каменный двухэтажный дом, крытый железом. Было потрачено 8144 рубля, часть средств взяли в кредит у Комитета попечительства о домах трудолюбия и рабочих домах. Ещё были построены баня и прачечная, два амбара и погреб-дровяник, заборы и ворота, закуплена мебель, посуда и кухонные принадлежности.

454355.jpg

Дом трудолюбия существовал исключительно за счёт пожертвований и на средства, полученные от продажи продукции мастерских. Среди благотворителей значились в разное время вятские губернаторы и архиереи, чиновники, купцы и зажиточные крестьяне, конечно же, священнослужители, например, кукарский протоиерей Александр Михайлович Добринский. Посылал пожертвование в Кукарку праведный Иоанн Кронштадтский. Число действительных членов Общества Дома трудолюбия в иные годы доходило до ста и более человек. Все они поимённо указаны в годовых отчётах.

Кроме того, были жертвователи, которые делали приношения вещами и продуктами. Например, Василий Никифорович Стрельников, кроме денежного взноса, ежегодно жертвовал по 16 пар валенок. Многие годы он безвозмездно выполнял обязанности казначея при Доме трудолюбия, а затем стал и председателем правления. За свои заслуги В.Н. Стрельников высочайше пожалован званием почётного гражданина. Много лет председателем правления являлся нотариус Михаил Яковлевич Касьянов. Безвозмездно занимались с детьми из Дома трудолюбия отец Арсений Луппов, учителя В.А. Дернов, И.И. Самоделкин. Священник Мальгинов из Спасской церкви в воскресные дни проводил беседы, читал избранные жития святых, обучал хоровому пению. Анна Сократовна Кудрявцева учила девочек шитью и вязанию…

 

Воспитывая нравственные устои

Надо заметить, что деятельность Дома трудолюбия со временем немного отклонилась от принятого устава, так как большинство его обитателей составляли подростки, лишившиеся родителей или хотя и имеющие их, но «кои по нравственным качествам и материальному состоянию не могли доставлять своим детям даже насущного пропитания, не говоря о моральном воспитании». Правление Дома трудолюбия «направило всю свою энергию к подготовлению и приучению детей к честному труду наряду с воспитанием в них добрых нравственных устоев».

Попечители старались создать обстановку, близкую к семейной, чтобы ребята не чувствовали себя в неволе, а привязались бы к Дому трудолюбия как к приветливому родному крову. Материальные средства не позволяли содержать воспитателей, и большинство забот легло на плечи надзирательницы А.Ф. Родигиной. Дети видели по отношению к себе разумную строгость, растворённую христианской любовью. Из многочисленных воспитанников Дома трудолюбия не вышло ни одного «вредного члена общества». Некоторые из них, повзрослев, возвращались сюда в качестве работников.

Попечители старались устроить дальнейшую жизнь воспитанников. Способных ребят отправляли в Вятку или Яранск, оплачивали их учёбу. Некоторых отдавали родственникам или в усыновление, отслеживая их дальнейшую судьбу. Девушкам, обученным домоводству, помогали выйти замуж. Молодым семьям бывших воспитанников Дома трудолюбия оказывали денежную поддержку…

*

Изучая материалы о Доме трудолюбия в Кукарке, невольно отмечаешь готовность людей тратить силы своей души, время и средства на помощь нуждающимся. Поражаешься благородству тогдашних чиновников и предпринимателей, ведь это не единственное учреждение, куда они вкладывали свои средства: многие из них являлись попечителями учебных заведений, приюта, многочисленных обществ помощи. В их жизни находил воплощение призыв апостола Павла из Второго послания к коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим – правда его пребывает в век».

 

Нина ЖАБКИНА

По материалам газеты
«Вятский епархиальный вестник»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓