--

Шаг через столетие: сестры милосердия в России

16.06.2022

DSC_2593.jpg

Что общего и в чем существенные различия в служении сестер милосердия в дореволюционной России и сейчас? Почему в наше время общины сестер милосердия непосредственно связаны с Церковью, и как было раньше? Какие дополнительные акценты появились в их служении сейчас, и почему романтика – это не про милосердие?

Исследуя особенности развития православных сестрических объединений в исторической ретроспективе, начиная с XIX века и заканчивая современным состоянием, мы сможем ясно проследить динамику становления данного института в России. Социальное служение сестёр милосердия в современной России имеет свои специфические особенности. Все эти особенности следуют одна из другой и являются логически связанными.

Сразу стоит обратить внимание на попытку возрождения в современной действительности образца сестринской общины конца XIX- начала XX веков. Так, первыми общинами сестёр милосердия, созданными в точном соответствии с уставами сестричеств XIX века, являются Община в честь благоверного царевича Димитрия, а также Община святой преподобномученицы Елизаветы в хосписе №1 в Санкт-Петербурге. Их деятельность основана на дореволюционном опыте милосердного служения, а также на современных достижениях в области медицины и психологии. Сегодняшние сестричества имеют ряд отличительных особенностей, продиктованных фундаментальными изменениями в российском обществе.

В отличие от дореволюционного опыта, современные сестричества осуществляют свою деятельность в светском расцерковлённом обществе. Данная особенность существенно осложняет взаимодействие сестёр милосердия с прочим медицинским персоналом. Если община изначально создавалась верующими людьми, и во главе у неё стоит верующее руководство, то проблем во взаимодействии практически не возникает. Однако если речь идёт о двух-трёх сестрах милосердия, работающих в светском государственном медицинском учреждении, то их положение не столь устойчиво. Вся деятельность сестер в таком случае всецело зависит от личной настроенности руководства и персонала. К сожалению, далеко не всегда нецерковный персонал настроен в пользу сестер милосердия.

Еще одна особенность тесно связана с первой и логически вытекает из неё. Она состоит в том, что все современные движения сестёр милосердия в России входят в каноническую структуру Русской Православной Церкви. С самого начала своего создания они действуют по благословению Священноначалия. Сестричества имеют статус некоммерческой религиозной организации, а устав сестричеств в обязательном порядке утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Может сложиться ошибочное мнение, что в дореволюционной России связь сестричеств с Церковью была более прочная. Следует подчеркнуть, что строго юридически это не так. Большинство сестричеств до 1917 года «возникали как светские учреждения, во главе которых, как правило, стояли представители высшего общества. Церковь принимала в развитии института достаточно опосредованное участие», – замечает современный исследователь сестринского движения Е.Н. Правдикова. Безусловно, несмотря на это, сами представители сестринских общин были людьми верующими и воцерковлёнными. К ним предъявлялись жесткие требования нравственного характера.

Вхождение современных сестричеств в каноническую структуру Русской Православной Церкви связано с особенностью их деятельности в пространстве светского законодательства. Их принадлежность к Церкви гарантирует права на осуществление своего служения. Деятельность современных общин милосердия регулируется правовыми нормами, которые распространяются на религиозные организации. Поскольку сёстры милосердия не ограничиваются медицинской стороной деятельности, но ориентированы и на Евангельскую проповедь, в том числе в государственных медицинских учреждениях, им необходимо заручиться надёжной правовой поддержкой.

Следующей отличительной особенностью служения сестёр милосердия в современной России является ярко выраженная миссионерская направленность их деятельности. В дореволюционной России приоритеты в работе были расставлены несколько иначе: непосредственной целью была именно помощь бедным людям или же помощь пострадавшим во время военных действий.

Так, в Уставе Крестовоздвиженской общины 1870 г. говорится, что «Община Сестер Милосердия имеет целью безвозмездное христианское служение страждущим и неимущим, уходом за больными в лечебных заведениях, лечением бедных в Общине, вспомоществованием бедным и сиротам, обучением бедных детей, посещением заключенных и другими делами христианского милосердия».

Другим примером является Устав общин сестёр милосердия Красного Креста 1903 года. Несмотря на то, что этот документ относится к Обществу Красного Креста, всё же его положения распространялись и на все прочие сестричества, поскольку до революции оно не было отделено от прочих общин сестёр милосердия, как это мы видим сегодня. Как справедливо отмечает Е.Н. Правдиковская, «община сестёр милосердия Российского общества Красного Креста видит цель в подготовке опытного женского санитарного персонала для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время».

4568756453424.jpg

Таким образом, служение дореволюционных общин сестёр милосердия было строго социальным. Их деятельность служит ответом на слова Христа из Евангелия от Матфея «...был болен, и вы посетили Меня...» (Мф. 25, 36), которые являются основой социального служения каждого христианина. На эти же слова опирается Православная Церковь и сегодня, когда создаёт различные организации, уставной целью которых является социальное служение.

Однако характер этого служения со временем сильно изменился. Это подтверждает, например, принятый в 1999 году Устав Свято-Димитриевского сестричества, из которого следует, что «целью Сестричества является объединение граждан православного вероисповедания для совместного осуществления права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании, образовании и благотворительности». Как видно из Устава, то, что до революции было очевидным и в целях деятельности даже не упоминалось, теперь становится основным направлением сестринского служения.

Так же явно поменялось и представление о сущности социального служения Церкви. Теперь общественная деятельность церковных социальных институтов тесно переплетена с миссионерской. Миссионерское начало присутствует в попечении о бедных, страждущих и в церковной благотворительности, в частности.

Современная эпоха такова, что собственно благотворительных организаций, не только церковных, – множество. Однако далеко не все благотворители ставят своей целью духовное врачевание человека. К примеру, в современном Обществе Красного Креста принципиально отрицается какой-либо уклон в сторону религиозной проповеди. Сегодня сёстры милосердия осуществляют своё служение в идейном контексте «веротерпимости» и «плюрализма мнений», за которым скрывается не что иное, как равнодушие и безразличие к вопросам веры. В такой обстановке позиция Православной Церкви, дополняющая социальное служение миссионерской составляющей, оправдана.

Также в качестве современных особенностей милосердного служения видится и вопрос воспитания сестёр. Во-первых, большинство дореволюционных сестёр милосердия происходило из крестьян. Иными словами, в сестричество шли люди, привыкшие к тяжёлому физическому труду. Сегодня этот опыт у большинства отсутствует. Во-вторых, изменился средний возраст сестер милосердия: сегодня в их числе больше пожилых людей, чем это было до 1917 года. Так, средний возраст сестёр милосердия в сестричестве во имя мученицы Татианы в Санкт-Петербурге составляет 60 лет.

Наконец, последняя особенность заключается в специфике духовной подготовки тех, кто в будущем становится сестрой милосердия. Специфика современного социального служения и существующих проблем связана, в первую очередь, со служащими, степенью их готовности. В какой бы сфере социальной жизни мы ни оказались: педагогической, медицинской, культурной, правовой, все будет зависеть от того, что мы привнесем в жизнь другого человека. Конец XIX – начало ХХ веков были полны социально-политических потрясений, которые подняли тех, через кого действовал Господь, и они были готовы в служении следовать по Его стопам.

Безусловно, милосердное служение является реализацией христианской и, в целом, общечеловеческой потребности делиться своей любовью. Это ответ любящего сердца на призыв Христа к деятельной любви. Таким образом, служение сестры милосердия – не столько социальное, сколько именно духовное. Это требует от неё соответствующего духовного опыта и подготовки, которые сегодня часто отсутствуют.

Стоит также упомянуть и о реальной проблеме, существующей в современном сестринском движении в России. Как отметила в ходе экспертного опроса старшая сестра сестричества во имя святой мученицы Татианы в Санкт-Петербурге, «…те, кто приходил в сестричества в начале 1990-х гг., приходили именно ради служения. Сегодня же ситуация изменилась. Чаще всего приходят молодые девушки и женщины, пленённые своего рода "романтикой" этого служения, красивой формой, обрядом посвящения и пр., и не всегда понимая, что за этим стоит».

Итак, подводя итог особенностям и специфике служения современных сестер милосердия, остановимся на двух ключевых отличиях. Во-первых, современные общины сестёр милосердия имеют статус юридического лица. Их деятельность урегулирована законодательством Российской Федерации. Таким образом, они имеют легитимное право на сотрудничество со светскими медицинскими учреждениями в рамках своей уставной деятельности. Во-вторых, ключевыми особенностями социального служения сестёр милосердия в современном обществе являются их одновременно церковный характер и внеконфессиональный подход при оказании помощи страждущим, ярко выраженная миссионерская направленность, ориентированность на заботу о спасении души больного, а также необходимость нести своё служение в околоцерковном обществе.

Иерей Алексей ПАРШИЛКИН

Публикация журнала «Православный христианин»
(Калужская епархия)

____________

Список литературы:

1. Правдикова Е.Н. Общины сестёр милосердия в культуре России / дис.к.культ. М., 2012.

2. Устав Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия от 20 марта 1870 г.

3. Нормальный устав Общин сестёр милосердия Российского общества Красного Креста. Тобольск, 1903. 4. Устав местной православной религиозной организации «Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия» Московской епархии Русской Православной Церкви. М., 1999. 5. «Хотела к тем, кому хуже, чем мне»: зачем женщины идут в сестры милосердия // Интервью с сестрой милосердия /URL: https://ria.ru/20170809/1500078589.html

6. Интервью с Павловой В.М. (Сестричество во имя св.муч.Татианы в Санкт-Петербурге).

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓