Чувство вины истинное и ложное

29.04.2020

006784536.jpg

Почему порой чувство вины приводит к покаянию, а порой – к унынию или агрессии? Бывает ли чувство вины правильное и ложное, и как его правильно понять? Почему дети порой ощущают себя виноватыми без особого повода? Своими мыслями об этом поделилась практикующий психолог и супруга священника Людмила Виноградова.

 

Критики христианства говорят, что Церковь навязывает и культивирует в человеке чувство вины…

– Честно говоря, это одна из неприятных тем. К сожалению, такое имеет место быть, и есть случаи, когда человек уходит из Церкви по этой причине.

Тогда давайте рассмотрим, что же такое вина, откуда она появляется.

– Чувство вины – это тоже ожидание, в этом оно сходно с обидой. Разница в том, что обида есть требование и ожидание от другого человека, а чувство вины – требование и ожидание от другого человека относительно меня самого. Чувство вины – другая сторона обиды.

Немного не могу понять. Приведите пример.

– Вот Вы опоздали на встречу, и я обиделась. И другой вариант: я опоздала на встречу, и Вы не обиделись, но я, несмотря на это, испытываю чувство вины.

То есть получается, Вы додумываете за меня и приписываете мне обиду, а сами испытываете чувство вины, хотя в реальности ничего этого нет.

– Да. Причем это происходит автоматически.

И что с этим делать?

– Для начала задаться вопросом: не фантазирую ли я?! Не обманывают ли меня мои чувства?! Мы встречаемся, я вижу, что Вы не обижены, и я понимаю, что я не виновата. Если я распознаю́ обиду у Вас, то прошу прощения. И Вы меня прощаете! Но если у Вас накопилось много всяких обид, то Вы можете меня не простить и даже наорать и наговорить много всяких неприятных слов. Т.е. Вы были обижены ранее на кого-то, но срываетесь на меня.

Ну, если действительно навалилось на человека много проблем, а тут еще кто-то опаздывает…

– Так часто и бывает. Вот и ходим все такие виноватые да обиженные. Обида проявляет себя всегда агрессивно, а вина, наоборот, делает человека забитым и зажатым. К сожалению, внутри Церкви много людей в таком состоянии.

Мне вспоминается один человек. Он бесконечно извиняется, буквально за все подряд вплоть до абсурда – «простите, что я здесь стою», «простите, что я дышу», «простите, что я существую».

– Это тяжелое состояние. С чувством вины можно родиться. Если родитель отвергает ребенка, когда он еще в утробе, то это самое чувство вины «простите, что я существую» уже формируется чуть ли не в чреве матери.

Нежеланный ребенок!

– Именно. Причем взрослый человек не может понять, откуда у ребенка это чувство. Ну, это самый тяжелый случай. Здесь нужна серьезная психотерапия.

Тогда как отличить чувство вины истинное и ложное?

– Ложное чувство вины всегда приводит к унынию и самоедству. Включается внутренняя защита и оскорбления в ответ на оскорбления: «Сам ты дурак! Ты на себя посмотри» и т.д.

Что из услышанного ребенком от родителей может стать толчком к взращиванию в нем чувства вины?

– Иногда достаточно взгляда или интонации в голосе. Например, своему ребенку я могу сказать: «Сынок, ты не виноват». Я снимаю у него чувство вины, которое могла неосознанно насадить в нем, просто что-то сказав с неправильной интонацией и сама того не заметив. А он стал без вины виноватый. Если записывать свой разговор на диктофон, то прослушав его через некоторое время, можно это понять. А откуда у меня такая интонация? Например, от мамы, а у мамы от бабушки и т.д.

Получается, что чувство вины в какой-то момент занесли, и никто его не вынес.

– Более того, чувство вины родители могут насаждать осознанно, поскольку вина и стыд – лучшие состояния для манипуляции. Воспитание для них – манипуляция. Ничего хорошего из этого не выходит.

Если говорить о церковной ситуации, то скажу, что есть проблема исповеди. Например, у меня в душе мир, ни с кем не поссорился, грехов тяжких ни наделал, но мне нужно идти исповедоваться перед Причастием. Получается, я должен придумать себе чувство вины, т.е. солгать самому себе, притвориться виноватым и выдумать грехи. Игра какая-то получается! Ложное чувство вины и ложная исповедь.

– Да. Потому что есть страх услышать в ответ, что ты бесчувственный или плохо ищешь грехи и т.д.

Если человек ведет трезвую духовную жизнь, то по мере укрепления веры Господь открывает те уголки души, в которых есть греховная грязь. Т.е. нужно созреть для видения своих грехов, иначе человек впадет в отчаяние.

– Даже если церковный человек чувствует себя внутренне хорошо, то возникает какой-то страх благополучия. Например, написано в патерике, что святой подвижник живет хорошо и говорит: «Бог оставил меня!»

Я думаю, основная проблема заключается в том, что человек совершает подмену: испытывая ложное чувство вины, называет его покаянием. Но главное отличие все-таки в плодах. Истинное покаяние приносит мир и радость, а ложное чувство вины ведет к самоедству и унынию. Хотя внешне и там, и там есть чувство вины. Но в покаянии человек сосредотачивается на любви к Богу, а в нездоровой вине сосредотачивается на своем эгоизме, отчего и страдает.

– Да. Еще бывает, что человек бесконечно рассматривает все события своей жизни как наказание за грехи. Это тоже проявление навязчивого чувства вины. То естт постоянно человек спрашивает: за что? А лучше бы спросить: для чего?

Беседовал монах Ефрем (Метс)

Публикация Медиацентра Ижевской епархии

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓