Семейный «оркестр»

04.11.2020

71216251027_b.jpg

Любая семья – это в какой-то мере оркестр или музыкальный ансамбль, в котором у каждого члена семьи есть свой голос и своя партия, которую надо правильно и вовремя исполнить, чтобы общий звук не превратился ужасную какофонию. А как складывается семейный «оркестр» у профессиональных музыкантов, воспитывающих уже троих детей? О музыке и жизни, вере и воспитании, книжках и семейном образовании зашел разговор с Константином и Жданой Воронцовыми, прихожанами Богородице-Казанского монастыря в Казани.

 

Расскажите, как вы начали заниматься музыкой? Была ли сразу сильная увлеченность, или родителям приходилось вдохновлять вас на занятия?

Костя: Я родился и учился в начальной школе в деревне, занимался борьбой и лыжным спортом. Однажды за чисткой картошки услышал в новостях, что в Ижевске объявляется набор в специальную школу-интернат искусств для одаренных детей из деревень. О музыке я думал мало, но идея уехать в большой город и жить самостоятельной жизнью показалась заманчивой, поэтому в конце третьего класса, оказавшись в Ижевске, мы зашли с мамой в эту школу. Несмотря на окончившиеся прослушивания, я был принят на дирижерско-хоровое отделение.

Жизнь в интернате в разлуке с родными оказалась не такой сладкой, как представлялась, я очень скучал, мальчишкой часто плакал, но твердо решил не бросать и если уж поставил цель, то идти к ней до конца. Большой интерес к музыке появился к концу учебы в этой школе, когда взял в руки сольный инструмент – гобой. А после перевода на духовое отделение понял, что хочу идти дальше и связать свою жизнь с музыкой.

Ждана: Меня просто родители отвели в музыкальную школу. Года в четыре мне подарили «Соловушку», на котором, по словам мамы, я на слух заиграла детские песенки. Заниматься музыкой нравилось всегда; были, конечно, и трудности, и кризисы, но мысль все бросить казалась очень болезненной и просто невозможной. От музыки так просто не уйдешь, если уж связал с ней жизнь.

Музыка была вашим первым общим интересом?

Ждана: Да он просто влюбился в меня с первого взгляда! Какие общие интересы? Их как не было, так и сейчас не на много прибавилось! Музыка – и та нам нравилась разная. Но это как раз притягивает, когда смотришь на другого человека, как на инопланетянина. Кстати, я так сразу в лоб и заявила на первую попытку Кости начать встречаться, что, мол, извините, ни по одному параметру ваша кандидатура не подходит. «А какой подходит?» – «Чтоб не пил, не курил, в храм со мной ходил, исповедовался и причащался Святых Христовых Таин». И хотя смысл некоторых слов ему был не совсем понятен, он сказал: «Что ж, ради такой девушки можно попробовать». Но это я тогда ерепенилась – просто не смогла сразу в нем разглядеть чудесного заботливого отца и любящего мужа, которого имею сейчас.

Костя: Получается, что общий интерес все-таки был. Это храм и вера, о которой я еще ничего не знал. После нашего знакомства в консерватории, когда я написал сообщение с вопросом, где, мол, находишься, и прочитал, что она вышла со службы из храма, во мне словно что-то перевернулось – я захотел общаться ближе.

7121733381_b.jpg

Играете ли вы сейчас вместе?

Костя: За все семь лет семейной жизни играли вместе на свадьбе и вот в этом году в карантин.

Ждана: В первый день, когда оркестр распустили по домам в связи с коронавирусом, муж пришел домой с фаготом и с порога сказал: «Ну что, жена, поиграем?» И мы играли весь вечер, без студенческого стеснения и каких-то комплексов, просто получая удовольствие от музыки и друг от друга. А дети рядом танцевали и снимали нас. Это было незабываемо.

Проявляют ли ваши дети интерес к музыке?

Ждана: Музыка постоянно звучит в нашем доме. Все дети любят слушать классику, сразу начинают танцевать. Старшая (шесть лет) сама часто просит послушать Моцарта, Чайковского, Шопена и Грига, они любимые. Средней (четыре года) после одного из наших еженедельных занятий в «Классических беседах» в душу запал Бетховен, теперь Пятую симфонию слушает на одном дыхании и рассказывает, как он боролся с судьбой, но в итоге все же потерял слух. Ну, а младший – за любой переполох, где девочки, там и он, к инструменту наперегонки бегут.

Агния начала играть в два с половиной года элементарные песенки. В этот момент родилась Василиса, и когда я ее укладывала спать, оставляла Агнешу с нотами Железновой и включенным диском с оркестровым сопровождением песенок из этого альбома. Таким образом, получилось, что она практически самостоятельно разобралась, что к чему, и заиграла. Пришлось мне подтянуться и включить весь свой педагогический потенциал. Сейчас стараемся заниматься каждый день, играем гаммы, этюды, сонатины, пьесы. Но больше всего ей нравится просто сочинять что-то на ходу или подбирать детские песни, какие-то отрывки из любимых классических произведений. В четыре года после первого концерта в БКЗ, где исполняли «Детский альбом» Чайковского, на мой вопрос, какое произведение больше всего впечатлило, сказала, что «Похороны куклы», и сразу двумя руками сыграла по слуху начало пьесы.

Агния, тебе нравится заниматься музыкой?

– И да, и нет.

Почему нет?

– Расстраиваюсь, когда не получается, и иногда ленюсь.

А нравится чем?

– Просто люблю играть. Учить что-то новое и сочинять свое.

71215151802_b.jpg

Как вы пришли к вере? Стали прихожанами Казанского монастыря?

Ждана: На меня оказало большое влияние знакомство с девочкой в летнем лагере. Нам обеим было по семь лет, мы очень сдружились и часто разговаривали о Боге и храме. К ней даже духовник приезжал повидаться. После окончания смены как-то в гостях мы с двоюродной сестрой сломали сувенирную куклу, которую нельзя было трогать. Очень испугались, и я предложила помолиться. Мы встали на колени и вслух самыми простыми словами начали разговаривать с Богом. Не помню, что случилось дальше с куклой, но вот эти ощущения первой детской совместной молитвы, когда слезы текли по нашим щекам и была необыкновенная радость от встречи с Ним и уверенность, что Он все слышит и всегда поможет, эти ощущения остались навсегда. С тех пор я уговаривала маму пойти на службу и просилась на исповедь. Спустя год мама, наконец, согласилась. Хорошо помню перемену, которая с ней произошла во время подготовки к первой исповеди и после нее. Мы начали ходить в храм регулярно, через некоторое время и папа «подтянулся», родители повенчались и освятили квартиру. Я была счастлива абсолютно: наша семья воцерковилась.

Костя: Меня привела к вере Ждана. С первых дней нашего общения она говорила о Боге, рассказывала о том, как с подругой жила несколько недель в монастыре, как ездила по святым местам. Все это было необычно, я смотрел на нее, слушал, удивлялся и умилялся. Ну, а потом начал с ней ходить в храм. Сначала в Евдокиевский, где она пела, а потом в Крестовоздвиженский, там и состоялась у отца Ермогена моя первая в жизни исповедь.

Ждана: Кстати, с этого момента и вообще со знакомства с отцом Ермогеном начался новый этап наших с Костей отношений. Они стали более глубокие, более теплые, мы стали снисходительнее друг к другу. Ну, и дело начало двигаться к свадьбе. Слава Богу за то, что Он нам послал такую духовную помощь, поддержку и утешение в лице дорогого батюшки!

7121721250_b.jpg

Мечтали ли вы с детства о многодетной семье?

Костя: Честно, не припомню, чтоб думал об этом.

Ждана: А я думала. У меня внутри была как бы установка: не меньше троих.

Костя: Кстати, как-то не чувствуем себя многодетными, даже язык не поворачивается так себя назвать. Разве трое – это много? Это, скорее, норма, вот от четырех – да. Нас в семье четверо у родителей, у бабушки Жданы – двенадцать детей. Вот это действительно многодетные семьи.

Расскажите, какие бывают сложности при воспитании детей, и как вы их преодолеваете?

Костя: Для меня главная задача – не раздражаться. И она довольно сложная.

Ждана: Да, с маленькими детьми оставаться спокойным и невозмутимым несмотря ни на что – это, пожалуй, главная трудность, она же и цель. Наши дети – это ураган эмоций, слов и действий. С ними и радостно, и забавно, и умилительно, и удивительно, но иногда очень хочется просто тишины.

Когда вы впервые задумались над семейной формой образования детей и как смогли решиться на неё?

Костя: Сначала я был сильно против идеи о семейном образовании, честно говоря, она меня приводила в бешенство, впрочем, как и многие другие идеи: бережное отношение к женщине и рождению ребенка, доверие иммунитету, забота о нем и разборчивое отношение к любому медицинскому вмешательству, теория привязанности и важность взращивания ребенка в семье, а не в детском коллективе и, наконец, семейное образование... Что ещё взбредёт в голову этой женщине?! Но так получается, что с течением времени почти любой таракан, сидящий в голове моей дорогой супруги, становится весьма убедительным и даже разумным настолько, что перебирается и в мою голову тоже.

71215371245_b.jpg

Ждана: А я никак не решалась, идея словно была у меня в крови. Я и сама с пятого класса по обоюдному решению родителей и моей учительницы в музыкальной школе, Марины Павловны Малюты, перешла на домашнее обучение, чтобы больше времени уделять музыке и спокойно готовиться к концертам и конкурсам. И абсолютно не вижу никаких с этим проблем: читала учебник, самостоятельно разбирала новые темы, приходила, писала контрольные. Если что-то было непонятно, спрашивала у родителей. Они не все могли сразу вспомнить, но вместе мы читали и приходили к пониманию.

Вот все боятся физики и химии, это один из популярных страхов: как научить, если сам в школе ничего так и не понял. Тут, конечно, напрашивается встречный вопрос: а что ж, если ты сам из школы мало что вынес, отправляешь по тому же пути своего ребенка? Не лучше ли попробовать сменить направление? Но, возвращаясь конкретно к физике и химии, замечу, что к этому возрасту дети сами уже в состоянии во многом разобраться, если их любознательность и вообще интерес и способность к учебе не убиты. Задача родителей не в том, чтобы вложить в голову ребенка определенные знания, а прежде всего в том, чтобы научить своих детей учиться, полюбить учебу, научить их мыслить, искать, находить и запоминать нужную информацию самостоятельно.

Но самое главное в образовании, на мой взгляд, – это даже не знания, а то, какой вообще ОБРАЗ хотим мы видеть в своем ребенке, к какому ОБРАЗУ стремимся, что ВОСПИТЫВАЕМ. Для нас как христиан это очевидно. Все мы стремимся к образу Христа. А Он нас учил возлюбить Бога Своего всем сердцем, всей душой и ближнего, как самого себя, быть милосердным и чистым сердцем, чтить отца своего и мать, не лжесвидетельствовать и не пожелать ничего, что есть у ближнего твоего. Вот такие у нас ценности и цели. А современную школу конкретно это вообще мало беспокоит, увы. К сожалению, в настоящее время социализация в ней, о которой так переживает большинство оппонентов семейного образования, скорее развращает, чем созидает доброго и порядочного члена социума. Я бы не хотела, чтоб мои дети усваивали те нормы, установки и образцы поведения, которые сейчас транслируются в стенах школы.

Потом, находясь на семейном образовании, ребенок ведь не находится в вакууме, он же не сидит постоянно в четырех стенах. Он так же, как и школьники, – даже больше, потому что загружен разумно, а не до предела, общается с другими детьми на приходе, в спортивных, музыкальных школах, в гостях, в музеях, на улице. То есть не социализироваться невозможно.

Мы встречаемся раз в неделю семьями для занятий и общения в нашем казанском сообществе «Классические беседы», региональным директором и инструктором которого я являюсь. Это необычная и непривычная для всех, кто вырос в школе, программа поддержки семейного образования очень вдохновляет не только детей, но и родителей. Открывать мир, учить и учиться вместе со своими детьми – что может быть более увлекательным и захватывающим! К тому же это очень сплачивает семью в отличие опять-таки от школы, к сожалению.

7121601275_b.jpg

Константин, интересно было бы узнать, что конкретно повлияло на перемену вашего отношения к семейному образованию, какие плюсы в нем вы увидели?

Костя: Понимаете... времени жалко. Быть заключенным в неповторимые детско-юношеские годы жизни на одиннадцать лет в школьном кабинете и вынести в итоге из него в лучшем случае 50% знаний из полученного… Вы только подумайте, одиннадцать лет! Да за это время можно было бы горы свернуть, но все чаще приходится наблюдать, как выпускники не владеют даже элементарными базовыми знаниями и навыками. Кто из нас может похвастаться уверенным знанием мировой и отечественной истории, хорошим ориентированием в географических объектах в пределах хотя бы нашей страны и отличным владением родного языка, полученными в школе?

Ведь уже ни для кого не секрет, что с современной системой образования большие проблемы, а если система дает сбой, либо целенаправленно преследует другие цели, нежели воспитание блистательных умов и высоконравственных личностей, то для чего же в нее входить? Для социализации? В которой одни незрелые личности становятся авторитетом для других незрелых личностей? И что же они воспитают друг в друге, какие ценности привьют?

Ведь именно это происходит в школе. Не взрослый – родитель или учитель, а жизнь сверстников выходит на первый план и занимает умы школьников. А это значит, что власть родителя как любящего воспитателя потеряла свою силу, на ребенка в большей степени влияет именно детский коллектив, именно он формирует теперь его личность. Должно ли так происходить, хорошо ли это? Мы гуляем, знакомимся, наблюдаем за современными школьниками: как они общаются, чем живут, как играют, и понимаем, что не хотим такой среды.

Кто-то скажет, что, ограждая от негативного влияния, мы не дадим ребенку «узнать жизни», и он потом не сможет постоять за себя. Но дело в том, что он в любом случае столкнется с суровыми реалиями и разными несправедливостями, и лучше пусть это произойдет позже, когда он сформируется и окрепнет духовно и психически. Именно в этом случае у человека больше шансов постоять за себя и вести себя разумно и адекватно в любой ситуации.

Ну и, наконец, я увидел, как жена занимается с детьми дома. И был впечатлен процессом и результатом. Мне понравилась программа. Они говорят о таких вещах, о которых я сам впервые слышу, а дети шести-восьми лет оперируют разными сложными понятиями и терминами, датами и событиями, и не просто называют их, но зачастую могут дать какое-то элементарное объяснение. Они радуются занятиям, друг другу и гордятся мамой.

7121841997_b.jpg

Какие у вас любимые книги? Что любят читать и слушать дети?

Ждана: Сейчас, если выделяю время для чтения, останавливаю выбор на воспитательно-психологической литературе. Нравится Бурмистрова, Петрановская, Сухомлинский. Обязательно всем родителям рекомендую книгу Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей» и «Тайную опору» Петрановской. В студенческие и школьные годы любила читать Достоевского, романы «Идиот» и «Карамазовы» очень впечатлили. Роман «Камо Грядеши» Сенкевича в юности тронул до глубины души. В детстве больше всего любила читать жития святых и книги о монастырской жизни, письма и наставления святых отцов, Закон Божий.

Детям читаем Евангелие (но чаще рассказываем своими словами, когда сами просят), жития святых, написанные для детей, «Детскую Библию», Шмелева, Никифорова-Волгина, русские, восточные, испанские и британские сказки, рассказы Бианки, Снегирева, Паустовского, стихи Михалкова, Усачева, Чуковского, Хармса.

Агния с четырех лет читает сама. Ей нравятся исторические книги, например, о правителях России, разные энциклопедии, почемучки, серия книг «Божий замысел». Прочитает, потом рассказывает нам с отцом, просвещает. Забавные стихи и длинные повести, детскую дореволюционную литературу любит читать. «Как я была маленькой» В. Желиховской и «Умница-головка» Л. Чарской – две любимые ее повести.

Костя: Я не очень-то дружу с книгами... Но вот жена подсовывает что-то или на праздники дарит, приходится читать понемногу.

О чем мечтает ваша семья?

Костя: О, мы те еще мечтатели, любим это дело! Мечтаем, чтоб дети выросли чуткими и великодушными людьми, купили б нам с матерью BMW и путевку на Бали – вот, дескать, благодарность за ваши труды, ни в чем себе не отказывайте. А если серьезно, очень хочется домик в деревне с небольшим хозяйством, чтоб детки на природе больше были, чтоб к труду и обязанностям привыкали, с животными возились, с землей, чтоб кормить их можно было натуральным.

Ждана: И чтоб возможность была всегда в храм ходить, причащаться как можно чаще, сохраняя мир в семье и умножая любовь в наших сердцах.

Публикация информационной службы
Казанско-Богородицкого монастыря города Казани

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓