Краски богословия

15.01.2021

1400.jpg

Многие слышали выражение: «Иконопись – это богословие в красках». О том, как создаются святые образы и как научиться их «читать», что лежит в основе иконописания, каких правил надо придерживаться церковному изографу, зашла речь в беседе с монахиней Варварой (Выставкиной), выпускницей иконописного отделения Московской духовной академии, которая ныне руководит иконописной мастерской, действующей в здании епархиального управления Балашовской епархии.

 

Матушка Варвара, давайте начнем наш разговор с истории возникновения иконописи…

– Иконописание, богословие в красках – вид религиозной живописи, основанной на Предании Церкви и Священном Писании. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к Первообразу, потому и называются такие изображения иконами, образами – то есть, говоря современным языком, это некая проекция духовного мира в мире материальном.

Иконопись зародилась еще в апостольские времена. С первых веков христианства, уже во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедшие до наших дней.

Иконопись пережила период иконоборчества. Два века (с VIII по IX) продолжалось гонение на святые образы, которые были объявлены идолами, а почитающие их люди – идолопоклонниками. Итогом иконоборчества стало варварское уничтожение икон, фресок, мозаик, разорение расписных алтарей многих храмов Византии; преследовались и уничтожались иконопочитатели. Константинопольский Собор 842 года восстановил почитание икон и осудил иконоборчество. После этого было устроено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресение Великого поста. В воспоминание об этом событии Церковь установила праздник восстановления иконопочитания, именуемый «Торжество Православия». Он отмечается в первое воскресенье после начала Святой Четыредесятницы.

Традиционное иконописание на Руси было заимствовано (как и весь строй и устав богослужения) из Византии. Первых учителей-изографов пригласили именно оттуда.

Положено начало иконописи было в X веке и знаменовалось Крещением Руси. Иконопись являлась ведущим изобразительным искусством на Руси до VIII века, когда была постепенно вытеснена светскими видами изобразительного искусства. Иконописные школы появлялись в различных княжествах. Каждой школе был характерен индивидуальный стиль письма. Существовали Новгородский, Псковский, Московский и северный стили письма.

Какие материалы используются при иконописании?

Иконы обычной пишутся на деревянной основе. Древесина для основы иконной доски избрано не случайно, это имеет глубокое символическое значение. Вспомним о деревьях, которые были в Эдемском саду; вспомним о древе гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя, о дереве ситтим из которого был сделан Ковчег Завета, и, наконец, о дереве Креста, на котором Господь Иисус Христос принёс искупительную жертву за весь род людской.

Для написания иконы используются темперные краски, сделанные на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка. Эта техника возникла в глубокой древности, получила своё развитие в Византии, а на Русь пришла в X веке. Цвет, тон и сохранность красочного слоя темперной живописи намного долговечнее по сравнению с другими красками, в частности, масляными. К тому же темперная живопись как нельзя лучше подходит именно для священных изображений благодаря своей прозрачности: сквозь краску просвечивает белый левкас, придавая особую светоносность образам, как бы плотно ни была положена краска.

1500.jpg

С чего начинается создание иконы?

– С молитвы. Затем подготавливаем доску. Иногда на иконную доску, с целью лучшего её сохранения, наклеивают ткань – паволоку. Затем наносят грунт. В каноническом иконописании грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Создается эскиз, на котором иконописец находит молитвенный образ, решает цветовой и тональный строй иконы. Затем наносится рисунок и раскрывается в цвете. В конце написания иконы наносится надпись – имя святого. Когда написание иконы завершено, её покрывают специально приготовленной натуральной олифой и просушивают в течение длительного времени, предохраняя от пыли.

Есть ли какие-то правила – основа в иконописи?

– Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определённых приёмов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном.

Правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.

Канон для иконописца явился тем же, что Богослужебный устав – для священнослужителя. Таким «служебником» для изографа становится иконописный подлинник – это свод конкретных правил и рекомендаций, который, помимо словесных описаний святых, содержит изображения их.

Вам всегда с первого раза удавалось написание иконы?

– Чаще всего иконы получались достойными. Если я сомневаюсь, не чувствую, каким будет образ, делаю эскизы. Правда, когда икона закончена, нанесена олифа, всё равно вижу, что получилось лучше, что не совсем хорошо.

Очень важно, в каком духовном состоянии иконописец пишет иконы. Необходима постоянная молитва, размышление о святом или о событии, изображаемом на иконе. Хорошо перед иконописанием прочитать главу из Евангелия или что-нибудь из святоотеческого учения, чтобы настроить свои мысли на духовное.

1600.jpg

У каждой иконы есть свой сюжет? Как научиться читать иконы?

– Иконы очень отличаются по своему предназначению и сюжетам. Есть молельные образы для домашней молитвы, венчальные иконы, мерные (такие образы пишутся в рост новорождённого) и храмовые. Самые разнообразные сюжеты встречаются в русском иконостасе. Высокий иконостас, которого не знала Византия, окончательно сформировавшийся в Русской Церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов или, по-другому, чинов: праотеческий (образ Церкви ветхозаветной); пророческий (это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от Которой воплотился Христос); праздничный чин (повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения); деисусный чин (моление всей Церкви ко Христу); местный ряд (изображены иконы Богородицы, Спасителя, храмовая икона и другие).

Понимать богословие иконы нам помогает участие в Таинствах Церкви, изучение истории Ветхого и Нового Заветов и святоотеческого объяснения иконописных символов. Мы призваны познавать Бога через Его творения и Священное Писание. Чем ближе мы к Богу, тем более открывается понимание содержания иконы.

Беседовала Татьяна ВАЩИЛИНА

В основе материала –
публикация сайта Балашовской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓