--

Как подготовиться к Встрече

22.07.2022

detail20220306-VSN_1065-обр.jpg

Наверняка многие из нас, рядовых прихожан, в своей жизни сталкивались с людьми, которые просили им объяснить, как подготовиться к таинству Причастия, что говорить на Исповеди и пр. Ответами на основные вопросы по этой теме, и также разбором духовно-житейских ситуаций и недоумений начинающих свой путь в Церкви поделился преподаватель Богословских курсов Макарьевского центра подготовки церковных специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии, катехизатор Александро-Невского собора Новосибирска Виталий Бессонов.

– Если говорить о подготовке ко святым таинствам Крещения, Исповеди, Причастия, то общими фразами здесь, конечно, не обойтись. Людям нужно помочь разобраться в этом, чтобы у них не возникало никаких сомнений в правильности их выбора. В соборе Александра Невского я провожу тайноводственные беседы для людей, желающих покреститься или покрестить своих детей, для будущих крестных родителей и вообще для всех желающих. Во время таких бесед я часто прибегаю к наглядным примерам. Показываю икону «Тайная вечеря» (ее все знают) и рассказываю, что именно на этой вечере Спаситель установил таинство Причастия, преломив хлеб пред апостолами со словами «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», и, подав им Чашу, сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя…» И указал Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание». После этого становится понятно, зачем люди собираются в церкви. Они приходят на Божественную литургию соединиться со Христом в таинстве Святого Причастия. Сам Бог установил это правило, а значит это для человека не просто важно, а совершенно необходимо. Кстати, это будет хорошим ответом тому, кто говорит, что ему не надо ходить в храм, не надо причащаться, ибо «Бог у него в сердце», а молиться он может и дома.

Таинство Причастия требует особой подготовки. Нужно вычитать три канона – покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон к Ангелу Хранителю, молитвы ко Святому Причащению, три дня поститься, накануне быть на вечернем богослужении, прийти в храм утром строго натощак, обязательно исповедоваться… Когда всё это начинаешь перечислять, то запал у спрашивающих пропадает на глазах… И ведь действительно, подготовка требует определенных сил и достаточного времени. Кому-то она может показаться весьма и весьма обременительной и даже невозможной.

– Ничего невозможного нет. Глаза боятся – руки делают. Очень многие изначально настроены довести дело до конца, и их не смущает подготовка. Кроме того, если человек серьезно занят на работе, по хозяйству, по уходу за детьми, ослаб из-за болезни, то священник может дать послабление и в посте, и в молитвенном правиле. К примеру, подготовительный пост предполагает отказаться от скоромной пищи, но если человек страдает хроническим заболеванием, то ему могут разрешить употреблять молочную пищу или сократят трехдневный пост до одного дня. Может быть сокращено и молитвенное правило. Всё это обсуждается со священником.

Совсем без подготовки никак нельзя?..

– Можно обойтись без подготовки, если человек тяжело болен, прикован к постели, находится в полусознательном состоянии, или это ребенок до семи лет. Да и то в христианских семьях детей после трех лет постепенно начинают приучать поститься: например, ребенку за день до причастия не дают сладкого, объясняют ему, что это необходимо, таковы церковные правила. И даже тяжелобольные в день причастия стараются соблюсти евхаристический пост, то есть не завтракают, а если это невозможно – врачи категорически против – съедают меньше обычного.

Соединение со Христом, которое происходит в таинстве Евхаристии на Божественной литургии, всегда требует подготовки. Вот вы пригласили к себе дорогого гостя – как будете готовиться к его встрече?

Праздничный стол накрою…

– Хорошо. Что еще?

Ну, для начала приберусь в доме…

– Вот! Прежде всего, сделаете уборку. Потому что какой бы красивый и богатый стол вы ни накрыли, если в доме будет беспорядок, пыль по углам, то у гостя общее впечатление о его приеме будет испорчено. Тем более нужно прибраться во всех уголках своей души, чтобы встретить Бога с чистой совестью, с чистым сердцем. Важную роль в очищении души, конечно, играют и пост, и молитвы, но в первую очередь таинство Исповеди.

Как-то я посоветовал знакомой сходить в храм, исповедоваться, причаститься. «Исповедоваться? – удивилась она, – а что я могу сказать на Исповеди?» И начала перечислять: она всех психологически поддерживает, всем материально помогает, у нее рабочие получают больше всех в городе, она не гневливая, никого не осуждает, ни на кого не раздражается, даже на тех, кто сильно навредил в жизни… Я был поражен.

– Если человек не живет духовной жизнью, то он не обращает внимания на движения в своей душе, вызванные грехом. Умение замечать свои грехи приходит с навыком, который нарабатывается. Но в большей степени это все-таки дар, который мы испрашиваем у Бога в течение всей своей жизни: «Даруй ми зрети моя прегрешения…» В вашем случае этой женщине нужно было посоветовать прийти в храм и объяснить батюшке, что она никогда не исповедовалась, не знает, как это делать, и попросить у священника помочь ей в этом.

К исповеди, наверное, тоже нужно готовиться?

– Особой подготовки не требуется. Главное – осознавать свою греховность, потому что далеко не всегда человек понимает, что он грешен. Как и в случае с вашей знакомой. Или бывает так: человек на исповеди просит у Господа прощения за то, что он кого-то осуждает, и при этом начинает оправдываться: ведь сосед, брат или сват ведут себя неправильно!

Часто каются в раздражительности. Но как каются? Говорят: он меня раздражает! Но на самом деле никто не заставляет их раздражаться или гневаться, это они сами сделали для себя такой выбор – позволили себе раздражаться и гневаться. Вместо того, чтобы смириться, сохранить мир в душе.

Говорят, нужно всегда исповедоваться у одного батюшки… По возможности.

– Участковый терапевт хорошо знает историю болезней своих пациентов и знает, какие именно лекарства лучше назначать каждому конкретному больному, чтобы лечение было наиболее эффективным. Так и духовник, зная историю духовной жизни христианина, своего духовного чада, дает рекомендации, которые могут подходить не всем, а только конкретному человеку в конкретной ситуации. Поэтому, конечно, лучше исповедоваться у одного и того же священника.

Как часто нужно исповедоваться?

– В Русской Церкви сложился благочестивый обычай исповедоваться в сам день Причастия или накануне, за вечерним богослужением.

Но есть «но». Некоторые ошибочно полагают, что Исповедь – своего рода придаток Причастия. Это не так. В православной Греции для Исповеди отведены определенные дни, и кто чувствует необходимость исповедоваться, идет в этот день в храм. В день же Причастия греки не исповедуются. То есть я хочу сказать, что таинство Исповеди и таинство Причастия – два разных таинства, не зависящие друг от друга.

Однако наш обычай, который стал почти правилом, исповедоваться непосредственно перед Причастием вполне оправдывает себя. Неисповеданный грех может помешать человеку, у самой Чаши у него может возникнуть сокрушение о допущенном им неправедном проступке, в то время как в этот момент в его сердце должны преобладать смирение и страх Божий.

Случается, что священник, причащая людей, спрашивает у подходящих к Чаше, исповедовались ли они. Если нет, то батюшка отказывает в Причастии. Он так поступает из-за сложившейся традиции обязательно исповедоваться перед таинством Причастия?

– Это могут быть случайные люди. Нельзя просто так идти мимо храма, зайти в него, увидеть причащающихся и мимоходом вместе с ними причаститься. Это недопустимо. Ведь я уже говорил, что к Причастию надо готовиться. В противном случае причаститься можно не «во оставление грехов», а себе в осуждение. Об этом говорит апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе».

Не дай Бог! Кстати, некоторые люди, может быть, потому и не причащаются, что остро ощущают свою греховность. Они исповедовались, но раздражительность, гнев, обида не отпускают их, и они не рискуют подойти к Чаше, чтобы не согрешить.

– Разрешая наши грехи, священник благословляет нас и на Причастие. Нужно идти и причащаться, отбросив все сомнения. Тем более что в таинстве Исповеди мы покаялись в содеянном. Другое дело, если «брат твой имеет что-нибудь против тебя» и человек, приступающий к Чаше, об этом помнит, то причащаться он не может. Потому что необходимо примирение между этим человеком и его ближним, необходим мир в его душе, а его-то как раз и нет. Вспомним слова, предваряющие молитвы перед Причащением: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим».

Но ведь так непросто попросить прощения у человека, которого терпеть не можешь.

– Конечно, непросто. Давно замечено, что зло совершается без каких-либо усилий, а вот к добру себя всегда нужно понуждать. Попросить прощения у обидчика или у того, кого мы сами обидели – акт добра, это стремление к примирению. Даже если нас не простят, мы всё равно своей искренней просьбой о прощении очистим свою душу.

Мне не раз приходилось слышать от людей, что они не будут больше исповедоваться, поскольку всё время называют одни и те же грехи и понимают, что исправиться не смогут – по крайней мере, в ближайшее время – нет сил…

– Святые отцы говорят, что мы, по своим немощам, никогда не будем готовы к Причастию. Зато регулярное приобщение Святых Даров дает нам силы для борьбы со своими немощами. Если ты следуешь за Христом, то тебе необходимо причащаться Его Тела и Крови. А Он человеколюбив и, видя наше искреннее покаяние, прощает и допускает к Себе. Зная о том, что по своей духовной слабости, мы опять вернемся к своим грехам.      

Насколько я понимаю, исповедоваться можно хоть каждый день. А причащаться каждый день можно?

– Никаких канонических запретов на это счет не существует. Если человек каждый день в храме, если он соблюдает все посты, в том числе среду и пятницу, если его духовник, знающий духовный мир своего духовного чада, благословляет его причащаться за каждой Божественной литургией, то никаких вопросов к этому человеку не возникнет. Но на практике таких людей очень немного, и, как правило, это монашествующие.

Однажды знакомый православный христианин поделился со мной своими переживаниями. Дескать, он давно обратил внимание на то, что некоторые воцерковленные православные христиане каждые субботу и воскресенье приходят в храм на богослужение, но в момент, когда священник выносит Чашу, отходят в сторону. Зачем тогда они пришли в церковь, недоумевал он, ведь самое главное на литургии – соединение со Христом. А они, получается, намеренно лишают себя этой радости. Хотя я тоже отношусь к этим людям. Что мешает мне готовиться и причащаться каждый воскресный день? Нерадение. Лень. Тяга к увеселениям.

– И тем не менее в воскресенье все равно нужно быть в храме. Для всех христиан это должно стать нормой, независимо от того, готовились они в этот день причаститься или нет. И потом, при взгляде на причащающихся в глубине души у человека возникает чувство раскаяния, что он не с ними, не с теми, кто вот прямо сейчас, на его глазах, соединяется со Христом. Человек начинает ощущать себя не в своей тарелке, чувствует себя посторонним. И вот тогда появляется решимость преодолеть леность, небрежение к духовной жизни и в следующий воскресный день обязательно причаститься Святых Христовых Таин.

Недавно мой приятель меня удивил: он заявил, что причащаться каждое воскресенье нельзя. Вот он, например, причащается в большие церковные праздники, ну, и в отдельные воскресные дни, преимущественно во время многодневных постов.

– Есть хороший документ, в котором всё подробно расписано. Он называется «Об участии верных в Евхаристии», документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в 2015 году. Его можно найти в интернете. Всем рекомендую его внимательно прочитать – в нем есть ответы почти на все вопросы.

Когда-то давно я услышал термин «сопричастники». Речь как раз шла о тех, кто не причастился, но был в храме. Хоть какое-то утешение для них.

– Но соединения со Христом у них так и не произошло. Раньше сразу поле литургии не причастившимся прихожанам в качестве утешения раздавали части агничной просфоры – антидор. В переводе с греческого это означает «вместо дара». Сейчас так уже не делают. Но тем, кто молился в храме, раздают обычные просфоры, из которых вынуты частицы за каждое имя, указанное в поданных прихожанами записках «о упокоении» или «о здравии». И вот здесь, наверное, можно сказать «в том числе и в качестве сопричастности к богослужению». Эта святыня, которую мы вкушаем со святой водой сразу после службы. Многие приносят просфору домой, разрезают на части, сушат и вкушают по утрам натощак, запивая крещенской водой.  

Но я снова хочу подчеркнуть: смысл жизни православного христианина – подготовиться к встрече со Христом. И для того, чтобы она стала по-настоящему радостной, спасительной, нужно всю жизнь к ней готовиться. А для этого и нужны пост, молитва, сердечное покаяние. Но и при жизни происходят встречи со Христом – в таинстве Причастия. Может быть, мы не так явственно это ощущаем, как если бы эта встреча произошла по истечение человеческой жизни, так сказать воочию, со всей потрясающей ясностью, но встреча и соединение со Христом, несомненно, происходит и в момент приобщения Его Тела и Крови. Эти встречи – как предвестники той, будущей, основной встречи со Спасителем в Его Царствие Небесном.

Дмитрий КОКОУЛИН

Публикация сайта Новосибирской митрополии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓