Праведная Феодора – царица Торжества Православия
Праведная Феодора – царица Торжества Православия

Праведная Феодора – царица Торжества Православия

09.03.2014

В первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует победу над иконоборчеством и окончательное утверждение догмата об иконопочитании. У нас в России этот праздник называют «Торжеством Православия», а в Греции − «Воскресеньем Православия» («Кирьяки тис Ортодоксиас») или «Триумфом Православия» − это более архаичное и официально-календарное название. 

Есть традиция по случаю этого праздника устраивать торжественные приемы в посольствах Греции по всему миру. Обычно они проходят не в само воскресенье, а в один из будних дней на следующей неделе. Греки гордятся своей православной верой как национальным достоянием и именно в таком качестве представляют ее иностранцам.

При этом праздник Торжества Православия является особо излюбленным объектом насмешек и издевательств со стороны греческих атеистов, коммунистов и прочих представителей левых политических взглядов. «Как можно совмещать христианское человеколюбие с возгласами «Анафема!»?» − выражают они недоумение на своих форумах и сайтах.

В самых разных уголках Греции неизменным почитанием пользуется святая благоверная царица Феодора Константинопольская. Ее икону можно найти практически в каждом храме − даже в маленьких сельских церквушках, а мощи святой почивают в городе Керкире, столице одноименного острова, более известного у нас под итальянским названием Корфу.

В Неделю Торжества Православия Церковь вспоминает события 843 года – Константинопольский Собор и восстановление почитания икон. Хотя иконоборчество было предано анафеме на VII Вселенском Соборе 787 года, в 813 году Византия вновь отказалась от почитания икон. Три императора на протяжении тридцати лет провозглашали иконоборчество официальным исповеданием империи, пока последний из них – Феофил – не умер, оставив власть малолетнему сыну Михаилу и его матери Феодоре, втайне придерживавшейся иконопочитания. Кажется, что повторилась история 780-х годов, когда после смерти императора-иконоборца Льва Хазара по малолетству его сына Константина к власти пришла царица Ирина, при поддержке которой и состоялся VII Вселенский Собор.

Но две эти женщины, правившие Византийской империей и восстановившие почитание икон, совсем не похожи друг на друга. Ирина, властная и пылкая, активно интриговала против своего мужа, крепко держалась за трон после его смерти, а когда ее сын достиг совершенных лет и начал править самостоятельно, свергла и ослепила его. «О чудо! Одна женщина с ребенком восстановила благочестие! Но она же стала и детоубийцей!» – писал летописец тех времен.

Феодора же являла пример совсем другого служения. Получив регентство, она твердо поддержала иконопочитателей и организовала восстановивший догматы Собор, но нет никаких сведений о том, что власть как таковая привлекала ее и в бытность женой императора, и в бытность императрицей-матерью. Она любила своего супруга, несмотря на различное исповедание веры, и была надежной опорой малолетнему сыну, без сопротивления удалившись от двора, когда тот, кто войдет в историю под именем Михаила Пьяницы, пожелает править единолично.

Будущий император-иконоборец Феофил выбрал свою супругу на устроенном его матерью смотре невест – самых красивых и благородных девушек со всех концов Византийской империи. Сама Феодора была родом из Пафлагонии – области на южном берегу Черного моря. Феофил должен был вручить своей избраннице золотое яблоко и уже собирался остановить выбор на другой девушке – будущей прославленной поэтессе святой Кассии Константинопольской, но та возражением оскорбила наследника трона. Так, волею случая, яблоко досталось Феодоре, и, как покажет дальнейшая история, она окажется достойной выпавшего ей испытания.

Феодора родила Феофилу, к тому времени ставшему императором, двух сыновей и пятерых дочерей. Она пережила горькую потерю – гибель старшего сына Константина, по малолетству утонувшего в бассейне. В меру своих сил и возможностей она старалась воспитать оставшихся детей, передать им свою веру в святость иконы как образа, почитание которого переходит на Первообраз. Однажды придворный шут, подсмотревший, как императрица и ее дочери поклоняются иконам, доложил об этом Феофилу, но Феодора отговорилась, что безумец принял за икону ее собственное отражение в зеркале.

Император Феофил умер после тяжелой болезни, а вскоре после этого Феодора собирает верных иконопочитателей и готовит Собор. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик, бывший наставник Феофила, принужден покинуть кафедру, но Феодора не подвергает гонениям ни его, ни прочих приближенных мужа. Напротив, она старается удержать от мести и ревности не по разуму своих сторонников, подвергавшихся гонениям при иконоборцах.

В первую очередь Феодора свидетельствует, что в последние минуты перед смертью император Феофил осознал свои заблуждения и лобызал святые иконы, и требует от Собора прощения ему: «О, отцы и клир Божий, с великой благосклонностью дарую я вам восстановление всечтимых и святых икон, соблаговолите же и вы по справедливости воздать благодарность своей госпоже… А прошу я для своего мужа и царя от Бога прощения, милости и забвения греха. Если этого не случится, не будет ни моего с вами согласия, ни почитания и провозглашения святых икон не получите вы». Через несколько лет, беседуя на праздничном пиру в годовщину Торжества Православия с братьями Феофаном и Феодором Начертанными, которые пострадали при Феофиле (тот приказал вырезать им на лбу оскорбительные надписи) Феодора поражается их терпению и жестокости своего мужа. Но когда исповедники отвечают, что сочтутся с царем на Страшном Суде, Феодора, заливаясь слезами, упрекает их за готовность осудить, а не простить.

Феодора правила империей четырнадцать лет, с 842 по 856 год. То было время восстановления Византией утраченных позиций и начала духовной экспансии на север, в ранее враждебный славянский мир. Феодора остановила последний набег на Византию болгар-язычников, направив их хану Борису послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». Через несколько лет Борис станет первым христианским князем Болгарии и примет в крещении имя Михаил, как и у сына Феодоры.

Между тем сам Михаил достиг совершеннолетия, и бывшие союзниками при восстановлении иконопочитания царедворцы стали соперничать за влияние на юного царя. В череде заговоров и интриг победу одержал Варда, родной брат Феодоры. Несмотря на родство, Варда был враждебно настроен к окружению императрицы-матери и организовал убийство евнуха Феоктиста, ее давнего сподвижника и воспитателя юного Михаила. Феодора винила сына и брата, «осквернивших власть», которую она «блюла незапятнанной и чистой», но позже, видя, что уже не может влиять на юного царя, отказалась от придворной борьбы и, приняв монашеский постриг, удалилась с дочерьми в один из столичных дворцов. По словам летописца, «была она прозорлива и догадлива» и «решила не сопротивляться, дабы избежать жертв и вреда для единоплеменников».

За время регентства Феодора скопила в царской сокровищнице немалые богатства, которые несколько лет обеспечивали благополучие государства, несмотря на склонность Михаила к роскоши и расточительству.

Святая Феодора мирно отошла ко Господу 11 февраля 867 года. Незадолго до того от руки заговорщиков пал ее брат Варда, а через полгода был убит Михаил.

Мощи Феодоры, вскоре прославленной в лике святых, сохранялись в Гастриевом монастыре Константинополя до 1460 года, когда турецкий султан передал их грекам острова Корфу, где они обретаются поныне.

Ольга Гуманова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.