Нестареющие души
30.11.2014Мне всегда было интересно, как чувствуют себя люди, которые вдруг начинают осознавать, что у них нет будущего. Нет, я неправильно выразилась: будущее есть у всех, только у некоторых приближается такой порог, за которым неизвестность…. Точнее, это даже не будущее, а настоящее, которое продлится ещё сколько-то времени, и закончится насовсем.
Пока мы молоды, у нас «всё впереди». Нам ещё предстоит окончить школу. Получить диплом. Защитить диссертацию. Выйти замуж. Родить детей. Построить карьеру. Съездить в тур по Европе: почему бы и нет…
В будущем мы наверняка будем хорошо зарабатывать! Вырастим детей. Воспитаем внуков. Выйдем на пенсию. Вырастим самые хрустящие во всём дачном кооперативе огурцы. Поймём, что состарились. И по окончании своего пути перейдём в вечность.
Но, может быть, всё произойдёт и не так. Школа окончена, диплом получен, работа найдена. Дальше по плану − свадьба. В следующем году. Ну, или еще в следующем… Лет через пять − точно. Ничего, мы ещё неплохо выглядим, у нас есть диссертация, а торопиться в таком важном вопросе всё равно нельзя. Смогли бы мы защититься, если б у нас были дети? Ясное дело, нет. Выйти замуж до тридцати – какая глупость, сейчас не то время.
А наше время… Говорят, что в наше время многие в сорок лет умирают от инфаркта. Но это нас не касается, правда? Мы своевременно бросили курить и ещё поживём. Всё ещё нет детей? Не беда, рожают и после сорока, медицина творит чудеса… Зато карьера сложилась удачно. Почти. Не так хорошо, как было в мечтах, но всё-таки… Кандидатские корочки, правда, не пригодились, и путешествие по Европе всё ещё не по карману… Но ничего, всё впереди. Пусть не всё, но многое. Или не многое, а кое-что, но будущее у нас ещё есть. Яркое, завораживающее, волшебное.
Или его нет? Ведь нет никакой гарантии, что наша жизнь не закончится прямо завтра… Помните притчу о евангельском богаче? Какие бы события с нами ни происходили, но главная интрига нашей жизни заключается в простом вопросе: как скоро?..
Получается, что самые везучие на свете люди – это старики. У них всё уже было. Они счастливы хотя бы потому, что пресловутая интрига для них не так уж волнительна. У них было время подготовиться. Всё то, чего мы с таким волнением ждём, для них – уже свершившийся факт. Они избранники, обладающие всей полнотой жизни, которой у нас может и не быть. Они живут, зная, что в их будущем, превратившемся в постоянное настоящее, не будет уже никаких важных событий, кроме одного.
А между тем наша современность вызывающе «юноцентрична». Все поклоняются юности, молодым, гладким и здоровым телам, звонким голосам, ясным взглядам. Подростковое невежество перевешивает затхлую стариковскую мудрость. Мы живём в мире, где двадцатипятилетние завидуют восемнадцатилетним, завидуют их крахмальной свежести; где тридцатилетние женщины тратят всю зарплату на кремы от морщин, а сорокалетние сидят на гормонах, лишь бы выглядеть помоложе. В этом преклонении перед юностью есть что-то сектантское: а именно та нездоровая, паническая нервозность, с которой наши современники цепляются за атрибуты ускользающих лет. Старость кажется им донельзя пугающей, а о том, что последует за старостью, даже и думать не хочется.
Это безумие началось тогда, когда развалился традиционный, сложившийся тысячелетия назад уклад родовой общины. Испокон веков младшие подчинялись старшим, по такой модели выстроены все традиционные общества. Недаром «старый» и «старший» − однокоренные слова. Старший принимает решение, младший подчиняется: такая схема, разумеется, тоже имела свои недостатки, но с точки зрения выживаемости общины работала она безукоризненно. Бывало, ломались отдельные судьбы, но род выживал.
Ладно, я понимаю, что выживание фамилии – отнюдь не высшая ценность, и что замуж надо выйти по любви, а не так, как захотят родители, даже если им действительно виднее. Возражения принимаются. Вовремя выпорхнуть из гнезда тоже надо уметь, с той только разницей, что подросшие птенцы о своих родителях не вспоминают и не заботятся, а мы, люди, так не можем и не должны. Если мы хорошие дети, мы относимся к нашим стареющим родителям с добротой и терпением. Но, в общем-то, думаем о них так: пожили – дайте пожить другим.
Классический пример – ветераны Великой Отечественной войны. Да, об этом говорится много и часто, но не грех лишний раз напомнить. 9 мая они буквально нарасхват: улыбки, цветы, поздравления, даже слёзы – казалось бы, такие искренние! А на следующий день, 10 мая, всё заканчивается. Для многих стариков разрывающийся накануне от звонков телефон, замолчит ещё на год. Для большинства он замолчит навсегда. И каждый ветеран, принимая гвоздику из рук школьника, наверняка думает, что этот-то раз – уже точно последний.
Так вот, я возвращаюсь к вопросу: что чувствуют люди, которые знают, что у них нет будущего – то есть будущего в его приземлённом, мирском понимании? О чём они думают, на что надеются, чего ждут?..
Мне кажется, они боятся.
Потому что когда все жизненные планы уже выполнены (или не выполнены до конца, но это неважно, время идёт вне зависимости от наших планов), когда ждать, казалось бы, уже нечего, человек вдруг понимает: а самое-то главное ещё впереди. Ведь не может быть ничего главнее встречи с Богом.
Так что не стоит удивляться, что в наших храмах большинство прихожан – пожилые люди. Просто они уже осознали то, чего мы с нашими делами и заботами пока не воспринимаем всерьёз. Даже те, кто живёт церковной жизнью, в молитвах в первую очередь, просит Его о решении повседневных проблем, и уж напоследок – о спасении души. Хоть мы и боимся стареть, и нам кажется, что смерть – это когда ещё будет, а вот жизнь – она сейчас, её упускать нельзя.
Да, молодых в церкви мало, им просто не до того. И Церковь отчаянно борется за каждого молодого человека, заглянувшего в храм: проводятся разные мероприятия и катехизаторские курсы, создаются отделы по делам молодёжи. Что-то я ни разу не слышала, чтоб в какой-то епархии существовал отдел по делам стариков. Видимо, считается, что у стариков нет никаких интересов.
Ну, уж давайте начистоту: в окружающем нас повседневном мире отношение к старикам пренебрежительное. А ассоциативный ряд прилагательных, связанных со словосочетанием «бабушки в церкви», включает в себя эпитеты: «приставучие», «ворчливые», «надоедливые» - и так далее. Не «светлые», «добрые», «одухотворённые», нет. Этого мы не слышим. Да, отчасти бабушки сами виноваты в формировании такой репутации, но главная причина в ином: в с детства незаметно привившемся нам, распространившемся повсюду, как вирус, неуважении к старости. В обществе, ориентированном на молодых, иначе и быть не может. Мы снисходительно прощаем нашим старикам их медлительность и неповоротливость, их раздражающую тугодумность, их бесконечные жалобы и хвори. Мы позволяем себе снисходительно посмеиваться над ними и сами не замечаем, сколько в наших смешках пугливого злорадства. Мы уверены, что никогда такими не станем, потому что у нас всегда «всё впереди».
Только вот души бессмертны. Все наши логические орудия разбиваются о крепость этого простого тезиса: души бессмертны, души не стареют. На Страшном Суде всех нас будут судить одинаково, и там мы увидим, насколько мы на самом деле равны. Ни старость, ни молодость не будут иметь преимущества.
Но есть пятая заповедь, о соблюдении которой нам придётся отчитаться. Каждая мелочь будет иметь значение: даже тот незначительный эпизод, когда мы притворились спящими, чтобы не уступать место едущей с огорода старушке. Пусть мы и не были связаны с ней родственными узами, всё равно. Ведь ей столько же лет, сколько нашим матерям, и у неё, наверное, тоже есть дети.
А эти дети… Шумные, весёлые, ни о чём не думающие, живущие сегодняшним днём. Дети, которые не хотят думать о старости и смерти, – и правильно делают, что не хотят. Дети, для которых встреча с Богом ещё впереди.
Всему своё время. Они обязательно встретятся...
Екатерина ЛЮБОМИРСКАЯ
Публикация
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
Яндекс-деньги: 41001232468041 | |
Webmoney: R287462773558 | |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.