Рождество словно "Волною морскою..."

05.01.2015

Rozhdestvo_1.jpg

Рождество Христово чествуется Церковью с особым торжеством, как ни один из двунадесятых праздников. Этот день радостен не только потому, что Христос пришел в материальный мир, но и потому, что впоследствии Он принял Крещение от Иоанна в Иордане, положив начало своему земному служению, а потом, пострадав на Голгофе, избавил человека от греха и проклятия смерти.

Если сопоставить построение предпразднственных служб на Рождество, Богоявление и Пасху, то сразу бросается в глаза их схожесть. В первых двух случаях – это сочельники, а в последнем – служба Великой Субботы. Подчеркивается сотериологическая и богословская значимость данных событий. С незначительными изменениями, соответствующими теме праздника совпадают каноны и трипеснцы Страстной седмицы и предпразднеств Рождества и Богоявления, равно как и служба «Царских часов». Например, 2 января на повечерии положены два трипеснца, составленные по образцу трипеснцев Великого Понедельника и Вторника, 3 января – по образцу канона Великого Четверга «Сеченое сечется…», 5 января – по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утренюю…», 6 января – по образцу канона утрени Великой Субботы «Волною морскою…», так как Спаситель пришел на землю, родился на ней, чтобы спасти людей Своими страданиями и крестной смертью: «Рожденный бо ныне плотию, во гроб и смерть хотел еси внити, и паки воскреснути тридневен».

В этих песнопениях отображается тот кенотический, уничижительный момент, который проходит через весь искупительный подвиг Спасителя в рождении в яслях, в крещении от Иоанна и в страданиях и погребении. Тексты трипеснцев и канонов раскрывают глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба, и пременил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для Него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний – крест смерти.

Rozhdestvo_2.jpg

Обратим внимание на заупокойные ирмосы «Волною морскою...» 6-го гласа, которые поются всего трижды в году. Если на утрени Великой Субботы они более чем оправданны, поскольку «сия Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснул», то почему тот же заупокойный колорит присутствует на повечериях под Рождественский и Крещенский сочельники?

В икосе Пасхального канона Христос называется «Солнцем, зашедшим некогда во гроб». Но Он выйдет, родится из гроба, потому что Солнце не может умереть. Ранее это Солнце восходит из Иорданских струй для своего земного подвига. А сегодня это же Солнце рождается в Вифлееме из утробы Матери. В каждом из этих Евангельских событий происходит рождение – сначала в материальный мир, затем в мир духовных трудов и, наконец, в Жизнь Вечную. А ведь на самом деле нельзя родиться, не умерев. Не умерев при появлении на свет для материнской утробы, не умерев для мира, начав служить Небу, и не умерев физически, чтобы наследовать Царствие Божие. Христос прошел через все эти смерти и рождения, тем самым открыв человеку путь к спасению. Поэтому ирмосы «Волною морскою...» поются в канун Рождественского и Крещенского сочельников.

Этот момент в полной мере почувствовали составители церковных служб, оставившие нам шедевры литургической поэзии. Ирмосы канона Великой Субботы, по образу которых созданы соответствующие Рождественские ирмосы, от 1 до 6 песни принадлежат преподобной Кассии Константинопольской, а остальные – творение преподобного Космы Маюмского. Рождественский канон «Волною морскою…» – это канон повечерия из службы сочельника, а не утрени. На утрени данный канон поется в том случае, если предпразднество попадает на воскресный день.

Rozhdestvo_3.jpg

В богослужении предпразднества проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего». Совсем скоро по рождении Христовом появятся первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы. В первом ирмосе канона «Волною морскою…» раскрывается как раз образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников, который занимает здесь то место, какое имеет Иуда с «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной седмицы. «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назначает перед праздником пост, по продолжительности равный Великому Посту и называемый «малой четыредесятницей». Строгость поста усиливается со 2 января по 6 января. Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста – 6 января, именуемый сочельником. Само название происходит от слова «сочиво». Сочиво или коливо – это вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника после Рождественской вечерни, когда уже начался церковный день Рождества. Вообще, сочиво вкушают в дни памяти мучеников и в особые дни поминовения усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, ведомый на заклание, и Трехдневный Мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну. Это также объясняет уместное использование на службе сочельника заупокойных ирмосов «Волною морскою...».

Обратимся также к иконографии праздника Рождества. В центре иконы обычно находится Богородица и Младенец Христос. Младенец изображается спеленатым в яслях на фоне тёмной пещеры. Белые пелены на черном фоне ассоциируются с евангельскими строками: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,5). Но одновременно это может также напоминать и о грядущих страданиях Спасителя. Ясли и пелены напоминают символический саркофаг и плащаницу из сцены погребения Христа. А черный фон пещеры Рождества может ассоциироваться с пещерой гробницы. Такие рассуждения опять согласуются с упомянутыми выше строчками ирмосов канона на повечерии.

Rozhdestvo_4.jpg

Ирмосы канона «Волною морскою» на Рождество Христово

Ирмос 1: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя – в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися.

Ирмос 3: Тебе, на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь, видевши в вертепе раждающася, ужасно содрогашеся, несть свят, паче Тебе, Господи, зовущи.

Ирмос 4: От Девы пришествие Твое провидяй Аввакум, ужасся, вопияше: Ты от юга, воплощаяся, пришел еси, Избавителю, Адама отриновеннаго воззвати.

Ирмос 5: Богоявления Твоего, Христе, еже к нам милостивно бывшаго, Исаия, Свет видев Невечерний, от нощи утреневав, взываше: се Дева во чреве приимет и породит воплощаемое Слово, и вси земнороднии возрадуются.

Ирмос 6: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Рождшагося и плотию Явльшагося, яко от чертога, от зверя изыде. Рожденный бо ныне плотию, во гроб и смерть хотел еси внити, и паки воскреснути тридневен.

Ирмос 7: Неизреченное чудо: в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, в яслех убогих Младенец возлеже во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.

Ирмос 8: Ужаснися, бояйся, Небо, и да подвижатся основания земли: се бо пеленами повивается вся Носяй дланию и во яслех малех странноприемлется, Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Ирмос 9: Не дивися ныне, о Мати, видящи яко Младенца, Егоже из чрева прежде денницы роди Отец: возставити бо и сопрославити человеческое падшее естество приидох явственно, верою и любовию Тя величающее.

Rozhdestvo_5.jpg

диакон Максим ТОГУБИЦКИЙ

в публикации использованы иллюстрации Патриаршей пресс-службы,

а также из открытых интернет-источников


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.