Не быть марионеткой
29.07.2021
«Ковидный» год поставил перед нами не только всем очевидную медицинскую проблему – обострилось множество других проблем, с которыми приходилось бороться и прежде. И одна из них – зависимость людей от алкоголя и психоактивных веществ, попытки избавиться от которой для многих становятся похожими на бег по замкнутому кругу. Обычно человек в борьбе с зеленым змием или его родные и близкие (если такие, конечно, остаются) сначала ищут помощи в наркологических диспансерах, а на следующем этапе прибегают к различным методикам лечения в центрах реабилитации (легальных и нелегальных), коих развелось невиданное множество. Но на деле часто бывает, что дорогостоящая реабилитация в центрах становится лишь источником обогащения недобросовестных специалистов. И все начинается сначала…
Изрядно настрадавшись и немало потратившись, как евангельская кровоточивая, приходит человек в отчаяние или начинает искать путь духовного спасения. Потому что пьянство, наркомания и прочие тяжкие зависимости уходят своими корнями в плоскость духовную, отсутствие которой и становится для болящих первопричиной заболевания. Пробуждающаяся душа начинает искать источник духовного исцеления и находит его в Боге, приходит к вере, в Церковь. И к исцелению. Так Господь, попуская скорби, радеет о спасении человека. И как же счастлив бывает человек, нашедшей источник исцеления и путь ко спасению.
Как удалось вам справиться с зависимостью? С таким вопросом мы обратились к людям, которые прошли трудный путь победы над пьянством или пристрастием к наркотикам. А еще попросили рассказать о своем опыте, тех, кто столкнулся с проблемой созависимости, а также помогает зависимым, которые борются со своими тяжкими и губительными пристрастиями.
«Господь повел меня в новую жизнь»
История первая
– Еще подростком я начала приобщаться к алкоголю, позже – к наркотикам, и это стало единственным смыслом моей жизни. Стремительно теряя человеческий образ, все больше презирала себя. Были попытки искать помощи у врачей, уезжать в другие города, менять окружение, но это не помогало, я очень быстро находила, где, с кем и что мне употребить. Трезвость была невыносима.
Мои страдания и унижения продолжались долгие годы. Облегчения наркотики уже практически не давали, только возможность двигаться, дышать. В то, что можно изменить свою жизнь, я не верила. Все было разрушено: отношения с семьей и обществом, здоровье, психика. За плечами – несколько судимостей, отсутствие образования и навыков нормальной жизни. Разве можно все это вернуть, восстановить? Надежда была только на смерть. С детства меня мучил вопрос: что же там, после смерти? Меня убеждали, что смерть – конец всего. На это я тогда и надеялась.
Однажды в моем сознании отчетливо прозвучала мысль, что смерть – единственный выход. И эта же мысль подсказывала, где, как и что можно предпринять, чтобы свести счеты с жизнью. Но… каким-то чудом я неожиданно поняла, что эта мысль – не моя. Что кто-то явно меня подталкивает к гибели, и я, как марионетка, в руках у злой силы. И тогда начала интуитивно молиться, кричать буквально из глубины души: «Помилуй, помоги!»
И Господь пришел! Невозможно описать то, что со мной произошло в тот момент! Я чувствовала рядом с собой Личность, Которая наполняла меня светом и любовью… Боль, всё то, что нестерпимо мучило меня, подчиняя своей воле, ушло. Некоторые говорят, что это были галлюцинации. Но разве могут галлюцинации привести к таким изменениям в жизни и в душе, какие случились у меня? Теперь я знала, что мне нечего бояться, если у меня Такой Бог!!! Если Он ТАК меня любит!!! И Господь повел меня в новую жизнь.
То время я вспоминаю как время сплошных чудес. Я встретила человека, который открыл мне Православие и привел меня в храм, приносил для чтения полезные книги. Я начала молиться, причащаться, но еще полтора года не могла завязать с веществами; была такая борьба, что каждый мой срыв был на грани смерти, я падала с четвертого этажа, замерзала, попадала в жуткие истории. У меня совсем не было навыков трезвой жизни.
Как-то в православной газете прочитала, что на приходе волгоградского храма при заводе «Красный Октябрь» помогают таким, как я. Я поехала, чтобы поговорить с батюшкой. Тогда настоятелем был отец Алексей Алексеев. Реабилитационный центр оказался платным, а возможности платить у меня не было, и меня взяли туда на особых условиях, за чисто символическую плату.
Вот и вся моя история. Уже больше десяти лет я живу полноценной жизнью. Отношения с родными восстановлены, я вышла замуж, мы с мужем воспитываем сына. Я получила образование, у меня есть любимая работа. У меня такая жизнь, о которой я и мечтать не могла. Но я знаю, что все неслучайно и без помощи Божьей ничего не изменилось бы.
Для того, чтобы победить болезнь, не достаточно только отказаться от наркотика, алкоголя. Необходима постоянная работа над собой – не месяц и даже не год, а всю жизнь; и в одиночку такое не под силу. Нужна вера, поддержка и опыт тех, кто сам через это прошел.
«Мы творим добрые дела»
Рассказывает настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» иерей Виктор Титов:
– История строительства храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» насчитывает уже более десяти лет. У истоков его открытия стоял иерей Алексей Алексеев. Будучи священником, он активно занимался реабилитацией наркозависимых. Но делал он это не только из пастырских побуждений, а и главным образом потому, что являлся профессионалом в этом деле, имея медицинское образовании и специальность психиатра-нарколога.
Занимаясь строительством храма святого великомученика Георгия Победоносца при заводе «Красный Октябрь», отец Алексей параллельно смог открыть в епархии православный реабилитационный центр для страждущих наркоманией. В этом реабилитационном центре он организовал домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и зарегистрировал приход как юридическое лицо. Вскоре храм святого великомученика Георгия был построен и освящен. А одними из первых его прихожанами стали бывшие подопечные реабилитационного центра. Через какое-то время реабилитационный центр был закрыт, а спустя еще год сам отец Алексей покинул Волгоградскую епархию, переехав в Москву трудиться в Патриархии. В 2011 году, по отъезде отца Алексея, его преемником стал я, «унаследовав» два прихода.
В 2012 году ко мне обратились люди, которых я раньше не знал, и сказали, что готовы помогать с тем чтобы у прихода «Неупиваемая Чаша» появился земельный участок, и что у них есть определенные наработки в этом направлении. На мой вопрос «зачем вам это надо?», они ответили: «Мы творим добрые дела». Позже я узнал, что они действовали по благословению тогдашнего благочинного Северного округа протоиерея Михаила Ермакова. Прошло примерно года три, прежде чем вопрос с земельным участком был решен почти полностью. Мне оставалось лишь преодолеть несколько формальностей. От Андрея и Юлии (это имена благодетелей) я на руки получил целую гору бумаг, количество которых говорило о той огромной работе, которую они проделали.
Но на завершающем этапе утверждения проекта планировки и межевания возникла огромная проблема. Земельные интересы прихода пересеклись с коммерческими интересами какой-то крупной бизнес- структуры. Сам участок и планируемый на нем храм никому не мешали – мешал наш проект планировки и межевания, который затрагивал прилегающую территорию. И это означало, что все документы на участок, которые оформлялись порядка пяти лет, необходимо было переделывать. Кульминацией этого противостояния стали общественные слушания по вопросу утверждения проекта планировки и межевания, на которые пришли «профессиональные» голосовальщики, препятствовавшие принятию решения в нашу пользу. Несмотря на большинство голосов наших прихожан, результат слушаний оказался не в нашу пользу ввиду массы процессуальных нарушений.
Ситуация стала почти безвыходной, когда неожиданно помощь от Господа пришла через прихожанина храма святого великомученика Георгия Победоносца – раба Божьего Александра. Из частных наших с ним бесед я знал, что он опытный юрист. К нему я и обратился после слушаний. Я написал письмо, где излагал суть проблемы, и буквально через несколько дней мне позвонили из администрации и сообщили, что решение было принято в нашу пользу. В собственности прихода появился земельный участок 2600 квадратных метров в Тракторозаводском районе города Волгограда по адресу: проспект Ленина, 128б.
Удивлению моему не было предела, когда Александр подошел ко мне и сказал: «Я помогу вам этот храм построить под ключ». С тех пор мы вместе с ним ведем строительство храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Участок под строительство храма был освящен в июне 2018 года. На сегодняшний день здание будущего храма построено примерно на 30%. Строительство медленно, но движется.
«Как я буду стоять перед Ним?»
История вторая
– Когда я учился в первом классе, у меня умерла мама, а в четырнадцать лет я потерял отца. В это время и произошел у меня первый опыт злоупотребления алкоголем, а в пятнадцать-шестнадцать я уже попробовал легкие наркотики. Отслужил в армии, и уже через полгода оказался в наркодиспансере. Выписавшись, периодически употреблял то алкоголь, то наркотики, в трезвом состоянии находился очень редко.
В 22 года женился, но и это меня не остановило. Жена посмотрела на все это дело и ушла от меня с детьми. Дальнейшая моя жизнь протекала в деревне. Девяностые годы. Водка – рекой, но и мысли не приходило, чтобы бросить дурную привычку.
В 2012 году я попал в больницу с туберкулезом. И там случайно (или неслучайно?) попался мне календарь с великомучеником Пантелеимоном и молитвой о здравии. И я стал перед сном ее читать – может, и будет помощь? Таково было мое первое знакомство с православной верой.
С Божьей помощью начал идти на поправку. У меня возникли вопросы: кто такой святой Пантелеимон, как он жил, что делал? Кто такие святые? В больнице Качалино, где я лежал, был храм, я по воскресеньям стал в него ходить. Еще далек был от веры. Постою, поставлю свечки… Но интерес, что за вера Православная, пробуждался. Пить почти перестал – больше из опасений за свое подорванное здоровье.
Потом я услышал, что у нас в Логу, в деревне, какая-то икона чудотворная есть. Раньше я бывал в Логу, но и мыслей зайти в храм не было. А тут: надо зайти, узнать, что это за чудотворная икона. Зашел, с батюшкой Александром встретился, поговорил с ним, рассказал ему, что и как. Крестил он меня там. Стал я по воскресеньям на службы ездить, исповедоваться и причащаться, вникать во всё, интересоваться, читать, что-то узнавать.
Однажды приехал раньше, с батюшкой сижу. Сказал, что хочу сегодня исповедоваться и причаститься. А он говорит: «А что ты будешь исповедоваться? Ты все равно одно и то же, как на автомате, каждый раз говоришь. Вот там выпивал, там курил. Я уже наизусть знаю, что ты будешь говорить. Ты приехал бы, сказал: вот, я курить бросил. Не выпиваю». Я задумался над этим, как говорится, осмысление пришло. Зачем я буду обещать, каждый раз исповедоваться, а потом заново делать грехи? Бросил курить траву и выпивать. Просто я знаю, что я перед Богом. Как я буду стоять перед Ним? Я понял, что это я не батюшке говорю, а Ему. Что Его все равно не обманешь.
Стал я всех «друзей» отваживать: «Не ходите!» Ну, и как-то сразу всех потерял. Без Бога, конечно, я бы ничего не бросил. Бог помог мне избавиться от всех этих зависимостей. В храме заседания общества трезвости мне очень хорошо помогали: поговорим о проблемах, совет опытных людей и поддержку получишь, батюшку послушаешь. Это меня очень в руках держало. Я чувствовал: если какие-то соблазны возникали, то они сразу все отсекались.
Из-за пандемии послабление пошло. В храм не ходишь – расслабление идет, расхолаживает человека. Слава Богу, сейчас я присоединился к общине трезвости в скайпе. Всю неделю с нетерпением жду этого общения по четвергам.
«Обращение к вере – надежда изменить свою жизнь
или в буквальном смысле выжить»
Отец Виктор, многие годы вы духовно окормляете областной наркологический диспансер. Скажите, чем вызвано такое желание?
– Как такового желания изначально, если честно, у меня не было. Я «унаследовал» это послушание от отца Алексея Алексеева, который первым начал окормлять пациентов этого медучреждения. Больше десяти лет каждое воскресенье я совершаю в наркодиспансере молебен, произношу проповедь, бесплатно раздаю литературу, святую воду, крестики. Пациенты диспансера всегда с удовольствием приходят помолиться, и я вижу, как нужно пастырское слово этим людям.
Как действует совместная молитва на ваших подопечных, пробуждает ли она в них «чувства добрые»?
– К сожалению, часто бывает так, что человек сподобляется слышать церковную проповедь только после огромного греховного опыта. Так и здесь: приходят те, кто уже побывал между жизнью и смертью. Для них проповедь священника – как глоток свежей воды, а обращение к вере – надежда изменить свою жизнь или в буквальном смысле выжить. Часто доводится видеть, как преображаются лица людей, а в глазах многих, особенно у женщин, появляются слезы. После молебна они задают вопросы, просят об исповеди, у них возникает желание побывать в храме. Конечно, не многие сохраняют в себе действие Божией благодати. Но семя духовное бросается в сердце. А всходы зависят не только от нас.
Есть ли примеры, когда вера изменила жизнь зависимого человека?
– Такие примеры есть, хотя их и немного. А может, не все нам ведомы. Это и понятно: таким людям нужна постоянная, длительная духовная помощь и реабилитация. Но все же люди, которые потом приходят в храм, есть. Они исповедуются и причащаются. Один из таких подопечных к нам обратился с просьбой помочь ему в судебном деле. Он остался без жилья, потому что родственники посчитали, что оно этому человеку не нужно. Мы оказали ему юридическую помощь, в храме он систематически получает продовольственные наборы, мы следим за его судьбой и всячески поддерживаем этого человека.
Отец Виктор, вам, конечно, известно, что в начале XIX века в России было организовано около двух тысяч обществ трезвости, которые насчитывали более полумиллиона человек. О трезвом образе жизни радели такие пастыри, как святой Иоанн Кронштадтский, священномученик Владимир (Богоявленский), святитель Игнатий (Брянчанинов), священномученик Андроник (Никольский) и многие другие. Как вы считаете, сегодня это движение имеет основания к возрождению?
– Да, думаю, у такого движения сегодня есть широкая перспектива и серьезная востребованность, оно уже активно возрождается в других епархиях. Идея создания такого общества возникла и у меня после того, как я побывал в Москве на слете православных обществ трезвости в рамках IX общецерковного съезда по социальному служению.
Сразу оговорюсь: на нашем приходе такое общество только зарождается, делает свои первые шаги, тем не менее, вызывает огромный интерес у прихожан. Особенно большая заинтересованность возникла у людей молодых, семейных, кто воспитывает детей, заботится об их воспитании и счастливом будущем. Хотя изначально оно планировалось как общество, которое будет оказывать консультационную и психологическую помощь алкоголе- и наркозависимым. Мы начали с того, что стали совместно изучать книги по избавлению от алкоголизма и наркомании. Шаг за шагом знакомились с педагогическими и духовными методиками преодоления зависимости.
Но по мере углубления в суть проблемы сделали неожиданное открытие: всё, что относится к алкоголезависимым… относится и к каждому из нас. Само присутствие алкоголя в жизни «непьющего» человека является обязательной составляющей всех застолий, праздников и общения по разным поводам. На этот обязательный антураж смотрят дети. И мы поняли: прежде чем помогать другим, надо помочь себе. Это тот случай, когда актуально сказать: врач, исцели себя сам.
Вторая проблема, с которой мы столкнулись, – это проблема созависимости. Созависимость – почва, которая зачастую питает саму болезнь. Носителями созависимости часто становятся близкие люди, те, кто находится рядом и хочет помочь. Но помочь не только не может, но зачастую усугубляет состояние больного, а порой и теряет его навсегда. Потому что своим неразумным поведением и отношением подталкивает больного к усвоенному пороку. «Господь словом обращал грешников в праведников, а мы делаем из грешников еще больших грешников», – говорил святитель Николай Сербский. Созависимый может нанести непоправимый вред зависимому и самому себе. В этом случае помощь надо оказывать обоим, чтобы разорвать порочный круг.
И опять же мы посмотрели на эту проблему применительно к нашей духовной жизни и сделали еще одно открытие: мы все в той или иной степени являемся созависимыми – в наших порой неразрешимых отношениях с близкими, в конфликтных ситуациях на работе и дома, в повторяющихся жизненных обстоятельствах, в которых мы наступаем на одни те же грабли. Часто мы не видим выхода из создавшегося положения, движемся по жизни, словно по колее, совершая одни и те же ошибки, впадая в одни те же грехи, исповедуясь в одних и тех же согрешениях. А причина вовсе не в том, что кто-то, как нам кажется, виноват, но и в том, что мы сами становимся заложниками собственных страстей и неправильного отношения к людям, к человеческим немощам, к обстоятельствам, посылаемым нам Богом.
Все человеческие страсти имеют ту же природу, что и пьянство. А значит, есть над чем работать и священнику, и прихожанам.
«Я просто отошла и уступила место Богу»
История третья
– Я родилась в семье, где мама, папа и родная сестра были алкоголиками. В моей собственной семье был муж алкоголик и дочь наркоманка. Алкоголизм среди моих родных процветал, и мне казалось, что я нормальный человек. Это они больные люди, а я – совершенно здоровый человек. Но изучая особенности болезни зависимых, я поняла, что, оказывается, я сама больной человек. Что я со-зависима. Моя жизнь – это зеркальное отражение моих близких людей.
Созависимость, как и зависимость, – очень коварная и хитрая болезнь, а порой смертельная. И я просто боролась впустую. Я отрицала это и занималась самообманом, была в безумии и не управляла своими действиями. И отрицание мое делало меня слепой, пока я сама не упала на самое дно, откуда было очень тяжело выкарабкиваться.
Но мне повезло: на моем пути встретились очень хорошие люди. Они мне говорили: «Займись собой, работай над собой. Единственное, что ты можешь изменить в своей жизни – это не бороться с темнотой, а просто включить свой свет. Знай, что боль зависимых – это их боль, а не твоя. Они страдают и видят мир через свою боль, а ты его видишь через свою. Ты должна идти своим путем. Тихо, спокойно. И работать над собой». Я работала. И вернулась к жизни. Я приняла свое бессилие перед обстоятельствами, поняла, что могу изменить только себя, а изменить кого-то может только Бог.
Пришло осознание, что нужно жить здесь и сейчас: я просто отошла и уступила место Богу, с миром и любовью предала все в Его руки. Больше, чем Бог, о моих родных никто не позаботится. Я прошу сейчас Господа о том, чтобы Он наполнил мое сердце любовью, верой, надеждой, терпением, смирением, милостью, кротостью. Наполнил меня прощением, радостью и спокойствием. Все возможно с Господом.
Наталья ТИТОВА,
директор воскресной школы
храма великомученика Георгия Победоносца
В основе материала –
публикация журнала «Царицын православный»