Вызовы «верхней ступеньки»

18.12.2018

345643.jpg

Трудно ли быть руководителем? Почему так много зависит от того, кто управляет работой того или иного коллектива? Какие слова должен уметь сказать начальник, и когда стоит промолчать? О вызовах и искушениях, перед которыми встают те, кто поставлен на руководящий пост, зашел разговор с епископом Орским и Гайским Иринеем.

 

Люди уходят не от трудной работы,
а от трудного руководителя

Владыка, как Вы думаете, трудно ли быть хорошим руководителем и что следует делать, чтобы работа подчиненных приносила радость и им, и руководству?

– Конечно, быть хорошим трудно. Особенно хорошим руководителем. Очевидно, что тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом. Это справедливо не только в буквальном смысле.

Все чаще, к сожалению, от многих приходится слышать жалобы, что нет хороших специалистов: профессионалы, особенно молодые, уезжают в крупные регионы, ищут работу на других предприятиях, в других отраслях и т.п. С другой стороны, от самих тружеников нередко слышится гораздо более «простое» объяснение подобной ситуации – разочарование действиями руководства. Факт остается фактом. Люди, в первую очередь, уходят не от трудной работы, а от трудного руководителя.

В связи с этим руководителю важно понять, какие его поступки и действия раздражают людей. Случается, что начальник «выжимает все соки» из подчиненных, а после того, как они теряют прежнюю работоспособность, просто увольняет их «за ненадобностью». Подобное положение дел, увы, имеет место довольно часто. И это путь в никуда. Со стороны руководства необходимо делать все возможное, чтобы человек трудился в меру своих сил, а не чувствовал себя «автоматом» для исполнения служебных задач, который при первой «поломке» просто сменят другим таким же. При таком отношении руководства к труду подчиненных ожидать какую-либо положительную отдачу от работников не приходится. Напротив, люди теряют интерес, вдохновение и, в конце концов, силы для работы.

Поэтому очень важны благодарность и поддержка, и не только моральная. За добросовестный труд можно дать возможность дополнительного отдыха, чтобы человек мог побыть с родными и близкими. Никогда не будут лишними премии или прибавки к заработной плате или иные поощрения – все зависит от обстоятельств и чувства такта руководства.

 

Похвалы и наказания

Многие не находят общего языка с руководством, объясняя это несправедливыми наказаниями… Что Вы можете сказать об этом?

– Апостол Павел говорит: «Начальник … не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Закрывать глаза на совершенно неподобающие действия подчиненных нельзя ни в коем случае. Руководитель просто не имеет на это права. Наказание бывает необходимым, но начальник должен предпринимать что-либо только для пользы самого работника и всего коллектива.

Недопустимы пустые эмоции и, тем более, унижение. Важно, чтобы сам подчиненный понял свою неправоту, сделал выводы, постарался исправиться. Любая ситуация может в конечном итоге стать конструктивной, но очень многое зависит от правильных действий руководства в этих обстоятельствах.

Вопрос связанный – как насчет награждений?

– Мы уже немного сказали об этом. Поощрение и похвала важны для любого из нас. Хорошим поводом для выражения благодарности от руководителя может стать особая дата подчиненного: юбилей, именины, рождение ребенка, завершение важного проекта и т.п. Замечательно, если начальник найдет время, чтобы вместе со всеми отметить успехи сотрудников.

Но нельзя в подобный повод стараться превратить какие-то «даты» самого руководителя. Почти всегда это лишь обременит людей. Не всегда на подобных встречах начальник может услышать правду о себе – большей частью преувеличенные похвалы. Это не полезно ни для него, ни для подчиненных. Скажи человеку много раз, что он плохой и хороший, – он поверит, будет мнить о себе.

От руководства требуется безусловная верность данным обещаниям. По слову Христа «да-да» или «нет-нет». Не иначе. Оставаясь верным слову, вы растете в глазах соратников. Сотрудники подражают руководителю. Если он выполняет обещанное, то и окружающие будут это делать. И напротив, когда вы подводите людей, не выполняя свои обещания, они в скором времени начнут поступать так же. Человек интуитивно следует примеру…

 

Слово начальника

Важно именно слово начальника? Или руководитель все же должен прислушиваться к мнению подчиненных?

– Очень правильно поступает руководитель, если умеет слышать и слушать людей, которые делятся своим видением четко и деликатно. Важно выбрать нужные слова, время, тон… Для этого мы молимся: за человека, которому обращаемся, чтобы правильно понял, и за себя, чтобы Господь вложил нужные слова в мои уста, указал время, когда говорить и когда молчать. Иногда мы скорбим, что не промолчали. Не зря говорят, что молчание – золото. Важно помнить, что каждое слово может помочь обрести друзей и соратников или недоброжелателей.

И главное, каждому необходимо уметь говорить окружающим: «Простите, я не прав. Помолитесь за меня». Только будучи готовыми признать неправоту в чем-либо, сделать выводы, исправить, мы слышим сами и можем быть действительно услышаны другими. Без этого никакое совместное дело просто невозможно.

 

Как вести за собой

А можно ли определить какой-либо общий принцип для назначения человека на руководящую должность?

– Управлять людьми очень непросто. Чтобы никого не обидеть, нужно дать хорошим специалистам профессионально расти, назначать их на руководящие должности. Конечно, важно, чтобы руководитель был в кругу единомышленников, но далеко не всегда дает хороший результат назначение на «посты» своих родных или близких знакомых, а не опытных работников. Т.е. приоритет, прежде всего, – профессионализм и заинтересованность работника в своем деле. Если человек сам «горит», он сможет повести за собой других.

А если иначе, то какой смысл в подобном руководстве?

Беседовала Ольга ИВАНОВА

Публикация газеты Орской епархии
«Жизнь во Христе»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓