Таинство обручения

17.09.2015

DSC6788.jpg

Таинство, через которое мы входим в Церковь,  в Писании уподобляется обручению. Обычной земной помолвке предшествует время знакомства: юноша и девушка общаются, чтобы полюбить друг друга. Но ведь и для святого крещения обязательно знакомство с Богом.

В повседневности обряд – это некое внешнее действие, за которым стоит внутреннее содержимое. Например, обряд ухаживания: юноша, желая проявить внутреннюю симпатию и развить ее в любовь, внешне это выражает знаками внимания к девушке, а девушка их принимает.

В религии (слово религия значит «связь с Богом») обряд внешне выражает наши отношения с Богом: за установленным Богом и Церковью хранимым внешним нашим действием стоит Его действие на нас.

В Святой Православной Церкви обряды, без которых невозможно быть с Богом, называются святыми Таинствами. И первое Таинство, без которого у человека нет доступа ко всем остальным, – Таинство Святого Крещения.

В священнических молитвах, как и в Библии (см. 2 Кор. 11. 2), это Таинство уподобляется обручению или помолвке, т.е. последнему шагу перед полным единением мужчины и женщины в браке. Из этого следует важный вывод: пришедший креститься должен быть верным только Богу, Который открыл Себя верующим Православной Церкви. Поэтому принятие мысли «Бог один, а каждый через свою религию идет к Нему» является изменой Богу и препятствием к принятию Таинства. Здесь следует вспомнить, что и обычный обряд ухаживания может быть лицемерным, например, ради каких-то выгод. Про Крещение таких людей, верующих по-своему, святой Кирилл Иерусалимский засвидетельствовал: «Если ты лицемеришь, то человеки крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (17-е Огласительное слово).

А полное единение с Богом будет после Всеобщего Воскресения и Страшного Суда – когда и тела наши Бог воскресит и они станут «свежее, нежели в молодости» (Иов. 33. 25), не будут нуждаться в пищи и питии, в половых отношениях (Лк. 20. 35), они будут такие же, как у Христа после воскресения из мертвых: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его»(Флп. 3. 20-21).

Обычной земной помолвке предшествует время знакомства: юноша и девушка общаются, чтобы полюбить друг друга. Так и для святого крещения обязательно знакомство с Богом, ведь самое главное, что Он хочет от человека, – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»(Лк. 10. 27).

Знакомство с Богом начинается с того, что Он Сам о Себе открыл, а это изложено в Евангелии. Поэтому для принятия крещения нужно прочитать (прослушать) Евангелие, запоминая, где тебя что-то тронуло, задело, может быть, даже возмутило – вот здесь тебе опытно начал открываться Бог. Знакомство – вещь взаимная, поэтому в ответ ты молишься тому Богу, Которого встретил на страницах Евангелия: вставая перед святыми иконами, осознаешь какой Он, и славословишь, благодаришь, просишь или каешься перед Ним (важно при этом, что представлять, рисовать в воображении картины Бога и святых во время молитвы категорически запрещено – ум должен быть «без-видным»).

Знакомство с Богом, возрастание любви к Нему продолжается в святом крещении и после него – бесконечно, причем уже не только в молитве, но и в опыте принятия других Таинств, в изучении Священного Писания, обязательно с православным объяснением, а также в опыте самовоспитания и доброделания.

Любовь – самозабвенная жизнь в другом, и другим, и для другого. Поэтому христианин ставит себе максимальную цель – святость, ибо другой – Бог – хочет этого от него: «Сия бо есть воля Божия – святость ваша»(1Фес. 4. 3). Святой Иустин Сербский подчеркивает: «Не есть от Бога (1 Ин. 3. 10) не только тот, кто действует во зле, но и тот, кто не делает правды (праведности – прим. авт.), не есть от Бога не только тот, кто ненавидит брата своего, но и кто не любит брата своего». То есть христианин не просто должен чего-то противного Богу не делать, но максимально творчески делать, говорить и мыслить приятное Ему.

Про приятное Ему по отношению к Себе мы уже писали выше: будь верен Богу, полюбившему тебя, когда ты еще был пропитан грехом (Рим. 5. 8) и очистившему тебя святым крещением (1 Пет. 3. 21). А про приятное Ему в отношении к твоему ближнему известно следующее.

Для человека, состоящего в супружестве, самый «ближний», на первом месте — супруг или супруга, а не родители, ибо сказано: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19. 5-6). Далее – дети. О том, что дети должны быть на втором месте в семье, а не на первом, видно из слов апостола: «чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит. 2. 4). И только затем – родители и родственники вне зависимости от их веры: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5. 8). Потом – друзья и все остальные, но в зависимости от веры: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а прежде всего своим по вере» (Гал. 6. 10).

Для человека, не состоящего в супружестве, на первом месте – родители, затем друзья, а затем и все остальные.

Также следует напомнить слова апостола Павла: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?». То есть для усвоения веры необходим проповедник, человек. Именно поэтому подготовка к крещению с древности состояла в молитве с уже крещеными за теми частями богослужения, где это дозволялось, в слушании Священного Писания и объяснений на него, а так же в посещении специальных вводных бесед в Христианство – эти беседы и сейчас называются огласительными.

Священник Константин НОВИКОВ
В основе материала – публикация сайта Уфимской епархии

Фото сайта Феодоровского собора в Санкт-Петербурге

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓