Стыдно исповедоваться – что делать?

02.10.2020

bc888d9f63766547a26867c257bf3345.jpg

Пожалуй, каждому доводилось в тот или иной момент своей жизни осознавать, что вот сейчас надо сделать шаг к аналою с Крестом и Евангелием, но тебе просто невыносимо произнести свою исповедь перед священником: как сказать такое – стыдно же! Да и не изменит ли батюшка своего отношения ко мне, если я признаюсь в самых тяжких своих грехах… Что же делать в такой ситуации?

 

Действительно, стыдно на исповеди бывает очень многим. Порой из-за стыда перед священником всеми уважаемая прихожанка десятилетиями не может исповедовать «неприличный» грех юности. И подходит в таком состоянии к Чаше! А самый страшный грех для любого христианина – это грех нераскаянный.

И бес это прекрасно знает. Поэтому сначала он вкладывает человеку в голову помысел о незначимости греха («все так делают»), о возможности в любой момент после совершения греха его исповедовать («не согрешишь – не покаешься»), а после падения инициирует в человеке чувство полной безнадёжности: «Ни Богу ты такой страшный грешник не нужен, ни люди теперь с тобой не захотят общаться, если узнают про тебя всю правду».

Как-то в дореволюционной России один барин возгорелся желанием соблазнить свою крепостную дворовую девушку. И почти преуспел в этом деле, как девушка, взглянув на иконы, воскликнула: «Барин, как стыдно, Он на нас смотрит!». У барина всё «воодушевление» враз пропало, и бесчинство не состоялось. Здесь стыд остановил грех. А стыд на исповеди его, напротив, сохраняет и приумножает. В чём же разница между «стыдно перед Богом» и «стыдно перед людьми»?

00678345.jpg

Вся духовная жизнь посвящена прежде всего отношениями между свободными и мыслящими личностями. Само слово «религия» происходит от латинского «religare» — «связывать, соединять». И в этой системе отношений у каждого человека в силу его душевного и духовного устроения неизбежно возникают приоритеты. Про это Господь в Евангелии сказал «... где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). Для одного человека таким самым главным сокровищем, к которому устремлены все его желания (т.е. сердце), является Сам Господь наш Иисус Христос. Для других – близкий и родной человек. А для кого-то и бес, соблазняющий несчастного человека иллюзорным ощущением необычных возможностей и земного всемогущества.

Только в первом случае можно говорить о том, что человек бескомпромиссно следует за Христом, поскольку «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6.24). Для многих подобная категоричность может оказаться соблазнительной. Почему нельзя в равной степени любить Христа и мать (отца, жену, ребёнка)? Ведь главными заповедями являются заповеди о любви к Богу и ближнему.

Но речь здесь идёт не о привычной нам душевной любви, а о главном, ключевом в христианстве отношении между свободными личностями – о любви полностью бескорыстной и предельно жертвенной, о любви, которая по слову ап. Павла «не ищет своего». Такого уровня любовь к другому человеку достигает только тогда, когда он отдаёт свою жизнь за другого: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15.13).

Во всех остальных случаях человек не полностью бескорыстен в своих отношениях с другими людьми. Он ждёт от них принятия, признания, благодарности за своё доброе к ним отношение, сочувствия. Почти всегда свой ребёнок дороже матери, чем все остальные дети мира (про это один христианский писатель написал: «Если женщина относится по-матерински только к своим детям, она ещё не мать, а просто женщина, родившая детей»). Даже подавая милостыню разным людям, христианин испытывает разные эмоции по отношению к просителям.

И только когда, следуя призыву Господа «ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф.6.33), человек всем сердцем стремится ко Христу, он может при жизни приблизиться к христианскому идеалу бескорыстной любви. Так, апостол Павел, с одной стороны, рад бы был поскорее умереть ради встречи лицом к лицу с любимым Господом, а с другой – был готов навсегда быть отреченным от Христа ради того, чтобы его соплеменники-иудеи к Нему обратились.

Стыд на исповеди – верное свидетельство того, что бескорыстная жертвенная любовь ещё не стала для человека желанной целью, что ему комфорт земного общения с окружающими людьми пока важнее, чем личное общение с Христом. Да, Господь, несомненно, знает о человеке всё, даже если тот сам о чём-то в себе не догадывается. Но для того и нужен на исповеди свидетель – исповедующий священник, чтобы человек сделал ради Христа усилие по преодолению своего тщеславного стыда. Следуя ложному стыду, я выбираю себя, а не Христа. Ради себя (а не ради других!) я откладываю исповедь, во время неё всячески пытаюсь смягчить негативные оценки и усилить оправдывающие меня обстоятельства, ищу не слёз раскаяния, а утешения и сочувствия от исповедующего священника. Подобное состояние в аскетике характеризуется как бездерзновение.

Противоположная этому греху добродетель – благословенное дерзновение – отличает того, кто хочет рискнуть всем ради встречи со Христом. Именно так поступила описываемая в Евангелии кровоточивая женщина. Она очень сильно рисковала своим положением в обществе и даже физической безопасностью, но это её не остановило. И Господь эту женщину похвалил: «…дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мф.9.22). «А все, что не по вере, грех» (Рим.14.23).

В основе дерзновения – искреннее желание встречи с Христом любой ценой. В основе стыда перед людьми – желание оградить себя от возможной боли их дурного к себе отношения.

99563452354.jpg

Стыд перед Господом принципиально иной: невозможно своим поведением каким-либо образом уменьшить любовь Христа к себе, Господь всегда неизменно и в равной степени любит каждого человека, независимо от того, как он к Нему относится. И ради спасения каждого Он взошёл на Крест. Невозможно неприятно удивить Бога новостью о какой-то нашей сокровенной мерзости. Он и так знает все наши прошлые, настоящие и будущие поступки, мысли и чувства. Поэтому стыд перед Богом больше всего похож на нежелание обидеть любимого. В этом стыде, в сравнении со стыдом перед людьми, гораздо меньше откровенного эгоизма и совсем нет тщеславия.

Что же делать человеку, если он с прискорбием обнаружит приоритет собственного эгоизма над желанием любить Творца? Во-первых, искренне поблагодарить Господа за это знание о себе. С выявленной проблемой уже можно начинать работать. Гораздо хуже, когда человек, считающий себя добропорядочным христианином, на исповеди позволяет себе формулировки вроде «я присвоил себе чужое имущество» и при этом оскорбляется, когда священник предлагает ему признать себя вором.

После осознания тяжести своего духовного заболевания надо неустанно в личной молитве просить Христа дать силы и решимость без всяких страхов и саможаления приступить к лечению, т.е. к исповеди. Велика сила Таинства покаяния. Непробиваемая стена греха, отделяющая человека от Бога, мгновенно рушится под действием Божией благодати. Но это происходит только тогда, когда человек сам больше всего на свете хочет восстановить свои отношения с Христом, а не стать лучше в своих глазах и в глазах окружающих его людей.

Возможно, в ситуации, когда в городе (посёлке) есть только один приход с единственным священником, с которым по разным причинам доверительные отношения никак не могут начаться, стоит уехать подальше от дома, вырваться из привычной среды обитания. Например, совершить паломническую поездку в монастырь, в ходе которой подготовиться к исповеди за всю жизнь и исповедоваться монастырскому духовнику, в том числе и в грехе стыда перед своим приходским священником.

Но по возвращении домой надо не избегать общения с последним, а исповедоваться ему предельно честно. И уж совсем не подобает чередовать исповедь у разных священников, чтобы не «утомлять» каждого из них рассказом о своём вновь и вновь совершаемом грехе.

Неоценимой помощью в подготовке к искренней исповеди может быть и молитвенная помощь друзей и благочестивых знакомых, к которым человек смиренно обратится с просьбой помолиться за него. Дело в том, что смирение – сильнейшее оружие против бесов, которыми всеми силами препятствуют приближению человека к источнику благодати.

Смысл исповеди – встреча с Христом. Исповедующий священник эту встречу устроить не может. Его дело – помочь человеку к ней максимально качественно подготовиться. Решение проблем душевного комфорта в земной жизни по силам и хорошему психологу.

Публикация сайта Валаамского монастыря


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓