Такое редкое смирение

18.03.2021

5463453.jpg

В многократно произносимой во время Великого поста молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. О том, почему в нашей жизни смирение встречается реже других добродетелей, как оно взращивается, чем отличается от терпения и покорности, а также можно ли стать смиренным, не пережив личный трагедий, зашла речь в беседе с протоиереем Олегом Пелевиным, секретарем Рижской епархии и настоятелем храма во имя святого Архангела Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

 

Не насилие, но любовь

Можно ли сказать, что смирение – это результат вынужденного признания человека над собой Божественной силы?

– Нет, так говорить не нужно, потому что смирение в своей основе имеет любовь человека к Богу. Смирение не должно быть вынужденным, оно всегда несёт в себе элементы добровольности, сознательности, искреннего желания самого человека. Это не связано с тем, что внешние обстоятельства ставят человека в такие условия, что ему необходимо признать над собой Божественную Силу, Божественный Промысл. Истинное смирение есть любовь к Богу. Поэтому Господь и говорит, что самая главная заповедь такова: «Возлюби Господа Бога Твоего»; из неё и происходит и смирение.

Когда жизнь бьёт человека, то волей-неволей приходится смиряться. Какова ценность такого смирения? И смирение ли это? Смирение и покорность – это одно и то же?

– Когда жизнь бьёт человека, он научается не смирению, а другой добродетели – терпению. Терпение и смирение – это всё-таки разные вещи. Когда человек заболевает тяжёлой болезнью, которая будет с ним до конца дней, то возможны два варианта: либо он будет роптать и беспокоить близких, требуя, чтобы ему послужили, либо будет с терпением воспринимать свою болезнь.

Терпеть лучше, чем роптать, но говорить, что оно сразу приводит к смирению, нельзя. Со временем терпение может стать и смирением, когда человек будет не только терпеливо переносить свои трудности (болезни), но и даже радоваться им. Радоваться, что Господь посетил болезнью, которая избавляет, может быть, от вредных привычек, очищает, помогает искренне молиться, раскаиваться в грехах.

А покорность в своей основе имеет страх, когда человек боится, что его могут наказать. Например, ребёнка или подростка, если он будет что-то плохо делать, могут наказать суровые родители, и ребёнок покоряется воле старших, потому что опасается их.

Причиной для покорности может быть и хитрость. Так, внешним видом человек показывает, что подчиняется, но делает это ради выгоды, скажем, соглашается с начальником, даже если что-то идёт не так, чтобы не лишиться работы. Итак, смирение и покорность это не одно и то же.

 

Смирение бывает разным

Один смиряется перед Богом в непреодолимых трудностях, а другой – будучи благополучным. Кто из них ближе к Богу? Какое смирение «лучше»?

– Да, есть разные примеры смирения. Но среди святых благополучных мало, святые – в основном, люди страждущие. Говорят, что в раю нераспятых нет.

Однако есть и исключения. Например, святая благоверная княгиня Анна, супруга Ярослава Мудрого, имела внешне благополучную жизнь. Она родилась в семье короля Швеции и как королевская дочь имела безбедное детство, а когда выросла, её выдали замуж за великого князя Киевского. Жила княгиня Анна в тереме, одевалась в красивые одежды, носила золотые украшения. Как известно, Ярослав Мудрый относился к ней с большим уважением, никогда ничем не обидел. Княгиня считалась мудрой и достойной женщиной среди своих современников, хорошей женой и матерью; многие приходили к ней за советом. У неё было десять детей, причём все дети долго жили, только один умер юным. Дочери, когда выросли, стали королевами Франции, Норвегии, Венгрии.

Всё было хорошо у княгини Анны, но она не возносилась, не гордилась, любила Бога, храм и молитву, жила, как подобает настоящей христианке, помогала бедным и тем, кто нуждался. Она стала святой, её жизнь – для многих пример того, как смиряться в благополучии.

А вот другая благоверная княгиня, Анна Кашинская, жившая во времена татарского ига, наоборот, была глубоко несчастной женщиной. Пережила много разных драм: похоронила мужа, детей, внуков. Испытала разорение родного города, сожжение его татарами. Несчастья всю жизнь сопровождали княгиню. Но она не отчаивалась, не роптала, не впадала в уныние или, как сейчас говорят, депрессию, а горячо молилась Богу, находя утешение в вере и молитве. И не только сама держалась, но и другим помогала.

Вот такие два примера. И невозможно сказать, чей подвиг смирения выше – княгини Анны Новгородской или княгини Анны Кашинской. На первый взгляд кажется, что подвиг Анны Кашинской выше, потому что она перенесла много страданий. Это будет человеческое рассуждение. А Господь одинаково принял их труды, и они обе стали святыми.

 

Смирение надо взращивать

Смирение – качество приобретённое, или оно может быть врождённым?

– Душа человека – по своей природе христианка, и семена всех добродетелей заложены в ней. Но раскроются ли эти качества и взрастут ли, зависит во многом от самого человека. Нужно всегда помнить, что смирение – редкое качество, встречается в жизни нечасто, в отличие от других добродетелей: милосердия, сострадания, щедрости. И люди, которые достигли смирения, приложили к этому большие личные усилия. Можно уверенно сказать, что смирение – качество приобретённое, которое человек сознательно и тщательно в себе взращивал.

Смирение – это признак зрелости души? Зависит ли смирение от возраста?

– Да, смирение – признак зрелости души, но от возраста напрямую не зависит. Бывает, что человек в солидном возрасте начинает стремиться к добродетелям, которых у него не было. Чем старше человек, тем труднее ему меняться. В молодости душа более гибкая и податливая, больше расположена к доброделанию. Если человек дожил до 75 лет, будучи безбожником, и вдруг пробудился и решил спасаться, ему будет сложнее исправляться. Если добродетельных привычек раньше не было, то в таком возрасте нелегко их приобрести.

Всем нравятся смиренные люди: они неконфликтные и удобные. Но ведь подлинный смысл смирения не измеряется категориями комфорта, не так ли?

– Смиренных людей сразу чувствуют другие, пусть даже неосознанно, и они обычно пользуются любовью окружающих: смиренного можно не опасаться, с ним комфортно, он ничего плохого не сделает.

Но истинный смысл смирения, конечно же, заключается в спасении души для вечной жизни. Смирение трудно обрести, поэтому много людей спасаются другими добродетелями. Чем больше добродетелей у человека, тем лучше. Любая добродетель может привести ко спасению, и, конечно, смиренному человеку легче всего спасаться.

 

Беседовала Елена ГЕРАСИМОВА

Публикация журнала «Доброе слово»
(Латвийская Православная Церковь)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓