Я и другие
03.10.2023
Попробуем с помощью снятого более полувека назад фильма-эксперимента заглянуть внутрь себя, изучив зависимость от чужого мнения, которая может стать настоящими внутренними оковами. Когда мнение окружающих бывает важно, а когда зависимость от него может помешать духовному поиску и проявлению своих веры и убеждений в повседневной жизни?
Фильм «Я и другие» был снят в 1971 году Феликсом Соболевым. Его научным консультантом был академик Академии психологических наук СССР А. Петровский. В фильме показаны шесть психологических экспериментов, раскрывающих особенности поведения людей в группе. Все эксперименты фильма были подготовлены и проведены кандидатом психологических наук В. Мухиной. Фильм получил награду и диплом в Оломоуце (Чехословакия), на международном кинофестивале в 1971 году.
– Скажи мне, детка, вкусная ли каша? – спрашивает ведущая фильма у одной из девочек в группе детского сада. Малышка морщится, но жует и кивает.
– Хочешь еще? Отрицательный поворот головы.
– Почему? – не отступает ведущая. И добавляет:
– Потому что каша соленая! А почему же ты сказала, что она сладкая?
– Потому что другие ребята сказали...
Девочка не знала, что даже в одной тарелке может быть разная каша. Вся порция каши была сладкой, и лишь один небольшой участок был посолен от души. Перед этим несколько друзей девочки ели эту кашу с радостной, искренней улыбкой на лице. Ели и похваливали, и еще просили. Дошла очередь и до нашей героини. Она настроилась на приятное угощение, как вдруг... Ее органы вкуса сообщают, что каша соленая, неприятная, есть ее не стоит. Как же быть?! Несколько друзей только что сказали обратное! Что мне выбрать: истину или довериться мнению большинства? Как мне поступить, чтобы не ошибиться? Как не стать странной, отверженной остальной группой?
Какая конфликтная ситуация для человека в любом возрасте! Стать неким диссидентом или нет? Страшно быть диссидентом, ох как страшно. Страшно, что другие посмеются. Страшно, что не примут в свой коллектив. А изменить себе и истине не страшно?..
Этот фильм, как и любое понятие на свете, можно использовать во благо или во зло. Во зло можно использовать, сказав: «Вот и не смейте теперь мне приводить примеры многих добрых людей, которые прожили достойную и благородную жизнь. Я не хочу поддаваться их влиянию, я не буду, как они, я буду делать отвратительные поступки, портить свою душу и внешность гадким образом жизни. А все это я объясню им, что я не хочу быть как другие...»
Чувствуете этот тонкий лед? Бывает ли такое, что мнение большинства может оказать спасительное влияние и стать благом для так называемого диссидента? Конечно, бывает. Поэтому сперва лучше смотреть, что представляют из себя эти «другие», какие ценности и убеждения они отстаивают. И что отстаиваю я в этот момент?..
Если задуматься, то оказывается, что мы в своей жизни постоянно стоим перед выбором: поступить ли по совести и потерпеть нечто скорбное или сделать «как все», игнорируя совесть и удовлетворяя свое тщеславие.
Любому человеку важна поддержка других людей, поэтому он интуитивно ищет тех, которые близки ему по духу. Хорошо, если вектор искания направлен к добру и истине – это дает человеку твердую опору и ясный смысл своих действий. Но если дух человека заражен желанием обогатиться, прославиться, властвовать над другими, то он находится на зыбкой почве и старается искать общество, где эти качества хвалимы. Невольно вспоминаются слова из Священного Писания: «С преподобным преподобным будешь, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17.26), а также: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15.33).
Находясь в человеческом обществе, мы все влияем друг на друга. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Преподобный авва Дорофей говорит, что если хочешь научиться страху Божию, то живи с человеком, у которого есть страх Божий. Таким образом, общаясь с незлобивым человеком, мы и сами мало-помалу научаемся этой добродетели. Но святые отцы предупреждают нас и об обратном. Преподобный Варсонофий Оптинский пишет, что «страсти столь же заразительны, как и болезни». Например, находясь в обществе тщеславных и честолюбивых, легко человеку и самому стать таким же и начать осуждать и презирать других людей.
Иногда случается, что человек, желая помочь другому, безрассудно и самонадеянно пытается научить его правильной жизни, а в результате оказывается сам увлеченным в ту же яму. Поучительны в этом отношении слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно».
Федор Михайлович Достоевский в произведении «Братья Карамазовы» приводит важное рассуждение словами старца Зосимы: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: "Взять ли силой али смиренною любовью?" Всегда решай: "Возьму смиренною любовью". Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный, со скверным словом, с гневливою душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно, пожалуй, а все потому, что ты не уберегся пред дитятей, потому что любви осмотрительной, деятельной не воспитал в себе».
Для человека ищущего естественным станет вопрос: а где тот эталон и критерий истины, который следует искать? Или, может, у каждого своя правда, и каждый произвольно ее может трактовать? Можно представить, что случилось бы, если, например, меры длины или веса люди стали б выбирать по своему произволу. Какой хаос и неразбериха возникли бы в мире. Это ясно и понятно, потому что относится к видимому миру. Но существует и духовный мир, к которому отчасти причастен человек как обладающий бессмертной душой. И законы духовного мира столь же незыблемы, как и физические. Познать их самостоятельно, лишь своими силами, человек неспособен – необходимо Богооткровение. Для спасения людей Второе Лицо Пресвятой Троицы – Бог Сын – вочеловечивается, то есть соединяется с человеческой природой, рождаясь от Приснодевы Марии. В Богочеловеке Господе Иисусе Христе Божественная и человеческая природы соединяются неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Подвигом Своей земной жизни, Своими страданиями, Крестной смертью и Воскресением Господь наш Иисус Христос восстановил человеческую природу в Самом Себе соделав ее бессмертной, нетленной, бесстрастной. Господь предлагает этот бесценный Дар любому желающему того, через Таинство Крещения. Господь наш Иисус Христос явил в Самом Себе тот Образ Нового Человека к которому призваны все его последователи.
Ученики и апостолы Господа Иисуса Христа написали и оставили нам в наследие Евангелия и Апостольские послания, из которых впоследствии был составлен Новый Завет. Но как написан Новый Завет (как и Ветхий) богодухновенными писателями, так и правильно понимаем он может быть только богодухновенными отцами.
Святитель Игнатий Брянчанинов так пишет об этом: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение». Это наставление показывает, с каким благоговением мы должны относиться к изучению творения святых отцов, их духовного наследия. Изучение Священного Предания подразумевает руководство в своей жизни советами святых отцов.
Когда человек путем долгих трудов и исканий приходит к православному мировоззрению, то святые отцы и их творения становятся ему близкими и родными. И вот на этом пути у человека могут возникать различные трудности и недоумения, связанные с непониманием его со стороны других людей.
Конечно, здесь не идет речь о слепом фанатизме. Следуя своему мировоззрению, человек старается и жизнь свою строить соответственным образом. Это и может вызывать непонимание со стороны других людей. Об этом духовном законе говорит апостол Павел: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3.12). Объясняя слова апостола, священноигумен Никон (Воробьев) писал: «Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гонимы? Врагом спасения нашего – дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским. Как гонит дьявол? Главным образом, разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих, и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто-либо стал стремиться к исполнению заповедей».
В наше время эта тема становится все более и более актуальной по причине появления новоявленных подвижников, писания которых берут себе в руководство. На это следует обратить внимание, так как в духовной жизни также есть незыблемые критерии истинности, которые открыты в творениях общепризнанных святых. Поэтому не стоит «плыть по течению», не обдумывая, не согласовывая свои действия с голосом совести и с ортодоксальным учением Православной Церкви.
Стараясь бороться с грехом в самом себе, человек становится способным благотворно влиять и на окружающий мир, по словам преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
Протоиерей Алексей ПОРЯДНЫЙ
Елена СЕРГЕЕВА
На фото – кадры из фильма
Публикация газеты «Вера молодых»
(Калужская митрополия)